Решение задания по теме «Особенности политической мысли России»
План:
- Политическая мысль Древней Руси.
- Российская политико-правовая мысль XVIII века.
- Характер политических учений в России XIX–XX веков.
ВведениеВводный раздел курса политологии предполагает выяснение не только сущности, особенностей и значения этой науки, но и того, как она возникла, какие основные этапы становления и развития прошла. Изучение истории политической мысли важно само по себе, но также для правильного понимания и решения проблем современности.Политическая мысль — это совокупность идей, взглядов, представлений о политике, власти, государстве. Она является частью общественного сознания и формируется под влиянием социально-экономических условий, культурных традиций, религиозных верований и других факторов.История политической мысли насчитывает тысячелетия, а политология как самостоятельная наука возникла всего столетие назад. Основной вклад в историю политических идей человечества внесли страны Запада, но на Востоке политическая мысль формировалась и развивалась интенсивно и плодотворно.В реферате на тему «Особенности политической мысли России» рассказывается о том, как происходило становление политической и правовой мысли в России. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается выбор темы реферата. Основная часть включает в себя три вопроса. В первом рассказывается о начале формирования политической и правовой мысли в Древней Руси, во втором — о российской политико-правовой мысли XVIII века, в третьем — показан характер политических и правовых учений в России XIX–XX веков.Основная часть
- Политическая мысль Древней Руси.Начала письменной политической мысли России — Древней Руси восходят к X–IX векам. Как и в Европе, начальная стадия политической мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира, общины. Предметом наиболее важных политических суждений в Древней Руси были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность правящих кругов, пути укрепления княжеской власти, единство российских земель.Княжеская власть виделась отцовской, праведной, традиционной. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. Основные политические идеи Владимира Мономаха:— качества идеального христианского (православного) государя, который не терпит беззакония в религиозной и обыденной жизни;— признаёт старшинство в роде;— блюдёт честь перед другими странами;— ратует за единство русской земли как целого, скреплённое договорами между князьями.Владимир Мономах завещал государю быть милосердным и правосудным, не позволять сильным погубить человека. Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом — суть политической мысли Руси и средневековой Европы. Однако на Руси сильной оказалась тенденция идентификации основы власти с согласием властвующих и подданных. Идея божественной власти дополнялась сильными общинными традициями, согласованием интересов «правящих и управляемых». Именно отсюда идёт традиция приглашения на княжение независимого кандидата со стороны.В «Повести временных лет» Нестора есть легенда о том, как на Русь призывали варяжских князей. Легенда как бы выполняла реальную политическую роль, рассказывая об исторической независимости Киева от византийских императоров, которые претендовали на всевластие во всём православном мире. Со времён Древней Руси росло сознание, что в основе государства должно лежать согласие.Активность незнатных граждан России в годы шведско-польской интервенции, подъём национального самосознания народа привели к идее избрания царя «всей землёй». Мысль о народно-избранном царе противоречила старой традиции о божественном происхождении власти, но положила начало русской традиции соборности, общинности.Древнерусская политическая мысль и политика имели богатую нормативно-правовую базу. Одним из источников являлась «Русская Правда краткой редакции — Закон русский». В ней определялось правовое положение отдельных групп населения, которое разделялось на свободных и независимых людей. Большое значение в «Русской правде» придавалось показанию свидетелей как важного элемента судебного процесса. В целом «Русская правда» представляла собой целую серию разновременных юридических установлений. Со временем «Русская правда» из княжеского доминального закона превратилась в сборник норм феодального права в целом.Объединение русских земель вокруг Московского княжества, образование единого русского государства, завершение процесса формирования великорусской народности стали важными причинами подъёма национального самосознания россиян. Идеология русской государственности развивалась в обстановке независимости от внешних политических центров и растущих национальных интересов. В «Слове о законе и благодати» Иллариона говорилось о независимости Киева от Византии. Утверждалось, что время избранности Царьграда, притязаний Византии на создание вселенской церкви и империи прошло, что Русь не нуждалась в чьей-либо опеке.
- **Российская политико-правовая мысль XVIII века