«Андрей (1 год 2 мес. ) не умеет слезать с дивана. Он пытается спуститься с него вперед головой или как-то боком. Бабушка учит Андрея. Она поворачивает его головой к спинке дивана, спускает одну его ногу с дивана, затем - другую. И при этом все время приговаривает: «Вот так! Вот так!» В последующих попытках она уже только поддерживает мальчика, помогая ему произвести соответствующие движения и поощряя его: «Так! Так! Молодец!» Через некоторое время Андрей вновь оказывается на диване и ему надо слезть с него. Он самостоятельно поворачивается головой к спинке дивана и осторожно спускает одну ногу, потом другую. Каждое движение он сопровождает словами: «Баба, так! Баба, так!» А затем, встав ногами на пол, восклицает: "Андрей-молодец!"».
Другие предметы Колледж Периодизация развития ребенка по Д.Б. Эльконину Возрастная психология психология развития Д.Б. Эльконин периодизация развития обучение детей усвоение предметных действий речь ребенка период обучения главное звено обучения смысловой центр ситуации Новый
Давайте разберем ситуацию с Андреем и ответим на ваши вопросы по шагам.
1. Название периода по Д.Б. Эльконину:
В данном примере мы имеем дело с периодом первоначального (или раннего) детства, который охватывает возраст от 1 года до 3 лет. Это время, когда дети начинают активно осваивать окружающий мир и развивают свои моторные навыки.
2. Главное звено обучения в данном возрасте:
Главным звеном обучения в этом возрасте является практическое взаимодействие с окружающей средой и поддержка взрослых. В данном случае бабушка помогает Андрею, показывая, как правильно слезать с дивана, что является важным для его обучения.
3. Речь ребенка в данном примере:
Речь Андрея, когда он говорит «Баба, так! Баба, так!», называется автономной речью или речью-экспрессией. Это форма речи, которая помогает ребенку организовать свои действия и выразить свои мысли.
4. Закономерность, выделенная Д.Б. Элькониным:
Д.Б. Эльконин выделил закономерность, согласно которой усвоение предметных действий происходит через социальное взаимодействие и подражание. Ребенок сначала учится через демонстрацию действий взрослым, а затем начинает выполнять их самостоятельно.
5. Смысловой центр ситуации усвоения предметных действий:
Смысловым центром ситуации усвоения предметных действий является практическое действие (в данном случае – спуск с дивана) и поддержка взрослого, которая помогает ребенку освоить это действие. Важно, что ребенок не только наблюдает, но и активно участвует в процессе, что способствует его обучению и развитию.
Таким образом, мы видим, что процесс обучения Андрея включает в себя как социальное взаимодействие с бабушкой, так и его собственные попытки и достижения, что является характерным для данного возраста.