В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, вариант 5.2 предназначен для детей с различными нарушениями речи. Давайте подробнее рассмотрим, какие именно нарушения речи охватывает этот вариант и какие особенности обучения предусмотрены для каждой группы детей.
1. Категории детей, обучающихся по варианту 5.2:- Дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной).
- Дети с алалией – это дети, у которых наблюдаются серьезные нарушения речевого развития, что затрудняет процесс формирования речи.
- Дети с афазией – это дети, которые имеют нарушения в понимании и воспроизведении речи, что может быть следствием различных повреждений мозга.
- Дети с дизартрией – это дети, у которых нарушена артикуляция, что затрудняет четкость речи.
- Дети с ринолалией – это дети, у которых наблюдаются нарушения в произношении звуков, вызванные анатомическими особенностями (например, недостаточное развитие мягкого неба).
- Дети с заиканием – это дети, у которых есть проблемы с плавностью речи, что может проявляться в повторениях или задержках звуков.
- Дети, имеющие нарушения чтения и письма – это дети, которые испытывают трудности в освоении этих навыков, что может быть связано с различными речевыми нарушениями.
- Дети, не имеющие общего недоразвития речи, но имеющие тяжёлую степень выраженности заикания.
2. Дети с общим недоразвитием речи III - IV уровней:- Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – это дети, у которых имеются нарушения в произношении звуков и восприятии фонем.
- Дети с фонетическим недоразвитием речи – это дети, у которых наблюдаются трудности в правильном произношении звуков.
- Дети с дислалией – это дети, у которых есть нарушения в произношении определённых звуков, что может быть связано с недостатком слухового восприятия.
- Дети с легкой степенью выраженности дизартрии, заикания, ринолалии – это дети, у которых наблюдаются менее выраженные нарушения, но они всё равно требуют специального подхода в обучении.
Таким образом, вариант 5.2 ФГОС НОО ОВЗ охватывает широкий спектр речевых нарушений, что позволяет организовать индивидуализированное обучение для детей с особыми образовательными потребностями. Это важно для создания условий, способствующих успешному речевому развитию и социальной адаптации таких детей.