На первой, предварительной, стадии бизнес-консультирования действительно важно провести несколько ключевых шагов, чтобы правильно определить и понять запрос клиента. Давайте рассмотрим каждый из предложенных пунктов и выясним, какие из них являются частью данной стадии.
- Устанавливается наличие проблемы - Это первый и самый важный шаг. Консультант должен выяснить, действительно ли у клиента есть проблема, требующая решения. Это может быть сделано через беседы, опросы или анализ текущей ситуации.
- Формулируется запрос клиента - На этом этапе консультант помогает клиенту четко сформулировать, что именно он хочет решить. Это может быть неочевидно для клиента, и задача консультанта - помочь ему понять свои потребности.
- Определяются конкретные результаты и направления работ - После того как запрос сформулирован, важно определить, какие результаты клиент ожидает получить от консультирования. Это поможет направить усилия консультанта в нужное русло.
- Устанавливается необходимость привлечения для решения проблемы консультантов - На этом этапе обсуждается, нужно ли привлекать дополнительных специалистов или экспертов для решения выявленной проблемы. Это может зависеть от сложности ситуации.
- Разрабатывается решение проблемы и механизма внедрения рекомендаций - Этот шаг обычно происходит на более поздних стадиях консультирования, когда уже есть четкое понимание проблемы и запросов клиента. На первой стадии его еще не разрабатывают.
Таким образом, на первой стадии бизнес-консультирования ключевыми шагами являются:
- Установление наличия проблемы
- Формулирование запроса клиента
- Определение конкретных результатов и направлений работ
- Установление необходимости привлечения консультантов
Разработка решения и механизма внедрения рекомендаций относится к более поздним этапам процесса консультирования.