В психолого-педагогическом исследовании эксперименты играют ключевую роль в проверке гипотез. Давайте подробно рассмотрим назначение эксперимента и его связь с гипотезами.
1. Проверка существования самого явления- Первый шаг в эксперименте — это формулирование гипотезы о том, что определенное явление действительно существует.
- Для этого исследователь должен создать условия, при которых данное явление может проявиться.
- Например, если гипотеза утверждает, что "групповая работа повышает успеваемость студентов", то эксперимент будет направлен на выявление этой связи.
2. Проверка существования связей между рядом явлений- Следующий этап — это исследование взаимосвязей между различными явлениями.
- В данном случае гипотеза может предполагать, что "использование интерактивных методов обучения связано с повышением мотивации у студентов".
- Эксперимент должен быть спланирован так, чтобы можно было наблюдать за изменениями в одном явлении в зависимости от изменений в другом.
3. Проверка существования причинной связи между определенными явлениями- Наиболее сложный и важный этап — это установление причинно-следственных связей.
- Здесь гипотеза может звучать как "повышение уровня стресса у студентов приводит к снижению их успеваемости".
- Для этого необходимо разработать эксперимент, который позволит контролировать все переменные и точно установить, какое явление является причиной, а какое — следствием.
В заключение, назначение эксперимента в психолого-педагогическом исследовании заключается в проверке гипотезы о существовании явлений, их взаимосвязях и причинных связях. Каждый из этих этапов требует тщательной подготовки и анализа, чтобы получить достоверные результаты и сделать обоснованные выводы.