При рассмотрении вопросов воспитания и обучения в многонациональном социуме вплоть до второй половины XX столетия доминировали идеи монокультурного образования в виде ассимиляции. Типичным проявлением монокультурных подходов к образованию являются идеи педагогического этноцентризма. Его истоки связаны во многом с идеями ассимиляции этнических меньшинств. Педагогический этноцентризм провоцирует нетерпимость, гипертрофию идей своего (собственного). В крайнем виде он проявляется в идеологии расизма и агрессивного национализма, которой присущи представления о превосходстве и исключительности одной этнической группы. Последствия идей педагогического этноцентризма существуют в широком диапазоне – от невежливости в быту до агрессивности в социальной и культурной жизни. В их основе лежит ксенофобия (этнофобия): навязывание собственных культурно-образовательных ценностей, негативные оценки образования и культуры других субкультур. Педагогический этноцентризм может также выступать в виде идей «скрытой и мягкой» ассимиляции. В этом случае попросту умалчиваются культурно-образовательные права и интересы тех или иных этнических групп. Проанализируйте данную ситуацию и, исходя из теоретических знаний о поликультурном образовании как педагогическом направлении, ответьте на вопросы.
Другие предметы Колледж Модели поликультурного образования поликультурное образование колледж модели образования универсальное образование сегрегационное образование толерантное образование межкультурное образование этноцентризм ассимиляция ксенофобия педагогические подходы многонациональный социум культурные ценности образовательные права этнические группы
Вопросы, связанные с воспитанием и обучением в многонациональном социуме, требуют глубокого анализа и понимания различных моделей образования. Давайте рассмотрим каждую из предложенных моделей, чтобы понять их особенности и подходы.
1. Универсальное образованиеУниверсальное образование подразумевает подход, который нацелен на создание единой образовательной среды для всех учащихся, независимо от их этнической принадлежности. Основные характеристики:
Сегрегационное образование, напротив, предполагает разделение учащихся по этническому или культурному признаку. Основные характеристики:
Толерантное образование акцентирует внимание на уважении и принятии различий между культурами. Основные характеристики:
Межкультурное образование направлено на развитие взаимодействия между различными культурами. Основные характеристики:
Таким образом, каждая из этих моделей образования имеет свои особенности и цели, и их понимание поможет в разработке эффективных подходов к поликультурному образованию в современном обществе.