Ситуация: за консультацией к психологу обратился мужчина с жалобой на сильное раздражение, которое он испытывает в течении последних пяти месяцев. Анамнез: возраст 37 лет, успешное продвижение по карьерной лестнице последние 10 лет. Все это время работает в крупной кампании. Работа доставляет ему удовольствие, соответствует его профессиональным и личным интересам. По словам клиента, счастливо живет в браке 12 лет, есть двое детей школьного возраста. Свой уровень доходов оценивает выше среднего. В материальном плане не испытывает каких-либо затруднений. Имеет широкий круг общения, где его считают душой компании, заводилой. Конфликтных ситуаций, трагических событий за последние 5 месяцев не было. Описание проблемы: последнее время стал испытывать раздражение, что выражается в негативных мыслях о других людях в различных ситуациях, восприятии всего происходящего только в черном свете. Если сначала мужчине удавалось сдерживать проявление своего раздражения, то последние три месяца он регулярно стал срываться на коллегах, членах семьи: повышал голос, использовал в общении ненормативную лексику, оскорбления. Потом он извинялся, и ситуации не имели конфликтного продолжения. Клиент считал, что для такой реакции на окружающих у него были объективные причины. Но в последние 3 недели его раздражение стало распространяться и на посторонних людей. Так, за это время он несколько раз вступал в конфликт на заправке, ругался на продавцов в магазине. За 4 дня до визита к психологу клиент накричал на девушку, которая случайно толкнула его на улице, хотя в общем в этот момент он был в хорошем настроении. Последний эпизод и столь резкий перепад эмоционального состояния испугал клиента, заставил его задуматься о происходящем и обратиться за консультацией к психологу. Эмоциональный фон: нестабильный, частые перепады настроения, плохой сон. Недавно клиент вернулся из отпуска, так что на недостаток сил не жалуется. Рекомендации: для прояснения ситуации клиенту было рекомендовано вести сенсорный дневник, куда в определенные промежутки времени должен записывать события и свое эмоциональное состояние. По результатам заполнения сенсорного дневника выяснилось, что уровень раздражения увеличивается за 2 дня до официальных выступлений – брифов, которые входили в функциональные обязанности клиента на работе. И удерживался на высоком уровне еще 3 дня после. Далее наступал спад. Брифы проходи раз в две недели. Причина раздражения: выступления на брифе. По словам клиента, если бы он не вел дневник, то не догадался бы о причине своего раздражения. Именно 5 месяцев назад, когда в его обязанности на работе стало входить участие этих мероприятиях, клиент отметил изменение своего эмоционального состояния. Качество своих публичных выступлений оценивает как крайне низкое несмотря на то, что тщательно готовится к каждому выступлению. Во время выступления не может оторвать взгляд от бумажки, сердцебиение учащается, повышается потоотделение, голос дрожит, строчки прыгают перед глазами. В этом состоянии он никого и ничего не видит и не слышит. Свое состояние клиент описывает как «полное ничтожество». Боится потерять должность, если будет плохо справляться с этим видом работы. Часто приходят мысли о том, что он, несмотря на все свои достижения, является неудачником, который просто ловко морочил всем голову. А на самом деле он – «пустое место». Каждый раз клиент настраивает себя на позитивный лад, но как только приближается «час Х», уверенность его исчезает.
Клиент вспомнил, что в детстве он у него произошел «досадный инцидент»: он должен был читать стихотворение на праздничном концерте. Выйдя на сцену, он испугался, забыл текст, испытал сильный стыд, убежал со сцены под улюлюканье зрителей. Больше в таких мероприятиях участия в качестве выступающего не принимал и всячески их избегал. Дайте характеристику самооценки клиента.
Другие предметы Колледж Самооценка и её динамика психология самооценки проблемы самооценки низкая самооценка комплекс самозванца публичные выступления эмоциональное состояние стресс на работе управление эмоциями критическое мышление рефлексия и самооценка Новый