В пятый класс общеобразовательной школы пришла Оля Ш., 7 лет. У нее был отмечен низкий уровень развития речевой моторики, что выражалось в нарушении артикуляции некоторых шипящих, свистящих звуков и звука [р]. Грамматический строй речи не нарушен. Психолого- педагогическая диагностика показала, что развитие познавательных процессов у ребенка соответствует возрастной норме. Отмечался недостаточный уровень развития мелкой моторики рук. Нарушение речи произошло в раннем детстве после перенесенного инфекционного заболевания, которое привело к очаговому поражению центральной нервной системы. Оля Ш. поступила в школу из логопедической группы детского сада. Психолого-медико-педагогической комиссией девочке было рекомендовано продолжение занятий с логопедом. На занятиях с логопедом проводились занятия артикулярной гимнастикой, осуществлялся массаж речевых органов, а также пальчиковая гимнастика. В результате прохождения курса реабилитации у нее улучшилось произношение отдельных звуков, что в целом привело к улучшению разборчивости устной речи. Кроме того, девочку записали в кружок оригами, который на посещала в рамках внеурочной деятельности. После занятий со специалистами у Даши Ш. развилась мелкая моторика рук, как следствие, увеличились двигательные возможности пальцев рук, что в свою очередь обеспечило успешное овладение письменной речью, формирование разборчивого почерка. Вместе с тем, девочка стесняется своего речевого дефекта, в результате чего у нее ограничено общение со сверстниками, она старается не отвечать на уроках, редко включается в общеклассные дела, практически не принимает участие в делах класса. У нее формируется гипертрофированная застенчивость, которая ограничивает ее потенциал. Как должен поступить классный руководитель, педагог-психолог и родители в сложившейся ситуации? Как педагоги могут помочь ребенку преодолеть застенчивость, ограничивающую его потенциал?
Другие предметы Колледж Психолого-педагогическая поддержка и коррекция речевых нарушений инклюзивное образование проектирование колледж реализация инклюзии педагогическая диагностика речевая моторика занятия с логопедом артикуляционная гимнастика развитие мелкой моторики коррекционно-развивающие занятия преодоление застенчивости поддержка детей с дефектами речи ораторское искусство внеурочная деятельность взаимодействие с родителями социальная адаптация развитие познавательных процессов Новый
В данной ситуации важно учитывать комплексный подход к поддержке Оли Ш. со стороны классного руководителя, педагога-психолога и родителей. Ниже представлены рекомендации для каждого из участников процесса, которые помогут девочке преодолеть застенчивость и развить ее потенциал.
Рекомендации для классного руководителя:
Рекомендации для педагога-психолога:
Рекомендации для родителей:
Важно, чтобы все участники образовательного процесса работали в едином ключе, создавая поддерживающую среду для Оли. Это поможет ей не только преодолеть застенчивость, но и развить свои таланты и способности.