В пятый класс общеобразовательной школы пришла Оля Ш., 7 лет. У нее был отмечен низкий уровень развития речевой моторики, что выражалось в нарушении артикуляции некоторых шипящих, свистящих звуков и звука [р]. Грамматический строй речи не нарушен. Психолого- педагогическая диагностика показала, что развитие познавательных процессов у ребенка соответствует возрастной норме. Отмечался недостаточный уровень развития мелкой моторики рук. Нарушение речи произошло в раннем детстве после перенесенного инфекционного заболевания, которое привело к очаговому поражению центральной нервной системы. Оля Ш. поступила в школу из логопедической группы детского сада. Психолого-медико-педагогической комиссией девочке было рекомендовано продолжение занятий с логопедом. На занятиях с логопедом проводились занятия артикулярной гимнастикой, осуществлялся массаж речевых органов, а также пальчиковая гимнастика. В результате прохождения курса реабилитации у нее
улучшилось произношение отдельных звуков, что в целом привело к улучшению разборчивости устной речи. Кроме того, девочку записали в кружок оригами, который на посещала в рамках внеурочной деятельности. После занятий со специалистами у Даши Ш. развилась мелкая моторика рук, как следствие, увеличились двигательные возможности пальцев рук, что в свою очередь обеспечило успешное овладение письменной речью, формирование разборчивого почерка. Вместе с тем, девочка стесняется своего речевого дефекта, в результате чего у нее ограничено общение со сверстниками, она старается не отвечать на уроках, редко включается в общеклассные дела, практически не принимает участие в делах класса. У нее формируется гипертрофированная застенчивость, которая ограничивает ее потенциал. Как должен поступить классный руководитель, педагог-психолог и родители в сложившейся ситуации? Какой специалист не принимает участие в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с нарушением речи в инклюзивной образовательной среде школы:
Другие предметы Колледж Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в инклюзивном образовании инклюзивное образование проектирование образования реализация инклюзии колледж инклюзии поддержка детей с ОВЗ специальное образование педагогическая диагностика речевые нарушения логопедическая помощь развитие мелкой моторики артикуляционная гимнастика психолого-педагогическое сопровождение взаимодействие с родителями работа с детьми образовательные стратегии инклюзивные практики социальная адаптация развитие коммуникации поддержка речевого развития
В данной ситуации необходимо комплексное взаимодействие всех участников образовательного процесса: классного руководителя, педагога-психолога и родителей. Рассмотрим, какие шаги они могут предпринять для поддержки Оли Ш.
1. Классный руководитель:Что касается вопроса о специалисте, который не принимает участие в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с нарушением речи в инклюзивной образовательной среде школы, то это тифлопедагог. Тифлопедагог работает с детьми с нарушениями зрения, и его услуги не требуются в данном случае.