Анализируя ряд диссертаций, автор аналитического обзора пишет: «В диссертациях по педагогике очень часто при обосновании предложенной методики сравниваются результаты учащихся, с которыми по этой методике занимались дополнительно, и результаты контрольной группы. Но ведь если с детьми регулярно заниматься дополнительно, при любой методике от этого должна быть какая-то отдача! В действительности основная и контрольная группа должны заниматься одинаковое время, но по разным методикам.
Представляется, что эта логическая ошибка проистекает из желания авторов исключительно подтвердить свою позицию, вместо того чтобы ее действительно проверить». Какой общенаучный методологический принцип нарушается при подобном при обосновании предложенной методики?
Другие предметыУниверситетПринцип верифицируемостиметоды психологических исследованийколичественные методыкачественные методыпедагогические исследованияобоснование методикиконтрольная группарезультаты учащихсялогическая ошибканаучный методпринцип верифицируемости
В данном случае нарушается принцип фальсифицируемости. Давайте разберемся, почему именно этот принцип является ключевым в данной ситуации.
Фальсифицируемость — это принцип, согласно которому научная гипотеза должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее можно было опровергнуть или подтвердить через эксперимент или наблюдение. Этот принцип был предложен философом науки Карлом Поппером и является одним из фундаментальных в научной методологии.
Таким образом, в описанной ситуации авторы не создают условий для объективной проверки своей гипотезы, что нарушает принцип фальсифицируемости и делает результаты их исследований менее надежными.