Чтобы понять цель словесного воздействия в контексте активизации деятельности интеллекта, давайте разберем каждую из предложенных пар слов и их значение.
- Узнавать – утверждать: В этом случае цель воздействия заключается в том, чтобы побудить человека к познанию и осознанию информации. Узнавание нового может активизировать интеллектуальную деятельность, так как это требует анализа и синтеза знаний.
- Объяснять – отделываться: Объяснение может служить для передачи информации, однако, если оно используется для "отделки" или ухода от ответственности, это может не активизировать интеллект, а наоборот, подавлять его. Важно, чтобы объяснение было конструктивным и направленным на понимание.
- Удивлять – предупреждать: Элемент удивления может привести к активизации мышления, так как он заставляет человека задуматься над неожиданным фактом или ситуацией. Это может быть полезно для предупреждения о возможных рисках или изменениях.
- Приказывать – просить: Приказ может вызвать сопротивление и угнетение, в то время как просьба может активизировать желание человека действовать. Просьба более конструктивна и может способствовать более глубокому осмыслению задачи.
- Одобрять – укорять: Одобрение может мотивировать и активизировать деятельность, в то время как укор может вызвать негативные эмоции и блокировать интеллектуальную активность. Позитивное подкрепление, как правило, более эффективно для стимулирования интеллекта.
В заключение, можно сказать, что для активизации интеллектуальной деятельности важно использовать подходящие формы словесного воздействия, которые вызывают положительные эмоции и мотивацию, а не подавляют и не блокируют мышление.