Исследование двигательной функции языка является важной частью дефектологической практики, так как язык играет ключевую роль в артикуляции и произношении звуков. Ниже перечислены основные упражнения, которые используются для оценки и тренировки двигательной функции языка:
- Уколы языком в правую, а затем левую щеку: Это упражнение позволяет оценить подвижность языка и его способность к точечным движениям. Ученик должен быстро и точно уколоть языком в каждую щеку, что помогает выявить возможные ограничения в движении.
- Движение кончиком языка из правого угла рта в левый: Упражнение направлено на развитие координации движений языка. Ученик должен плавно провести кончиком языка по внутренней стороне губ, что помогает улучшить контроль над движениями.
- Положить широкий язык сначала на нижнюю, затем на верхнюю губы и подержать под счет от 1 до 5: Это упражнение помогает развивать силу и выносливость языка, а также его способность к удерживанию позиции. Ученик должен удерживать язык в каждой позиции, что способствует улучшению мышечного тонуса.
- Движение языком вперед-назад: Это упражнение позволяет оценить подвижность языка в вертикальной плоскости. Ученик должен двигать язык вперед и назад, что помогает выявить возможные ограничения в подвижности.
- Высунуть широкий - узкий язык: Упражнение направлено на оценку способности языка менять форму. Ученик должен сначала высунуть широкий язык, а затем узкий, что помогает развивать гибкость и адаптивность движений языка.
Каждое из этих упражнений имеет свои особенности и помогает выявить различные аспекты двигательной функции языка. Регулярная практика этих упражнений может значительно улучшить артикуляцию и произношение у детей с речевыми нарушениями.