Формирование кинестетической основы артикуляторных движений является важной частью логопедической работы, так как помогает детям осознать и контролировать свои движения при произнесении звуков. Рассмотрим несколько упражнений, которые могут быть полезны в этом процессе.
-
Приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед:
- Это упражнение помогает ребенку почувствовать положение челюсти и рта при произнесении звуков.
- Важно объяснить ребенку, как правильно открывать рот и выдвигать челюсть, чтобы избежать напряжения.
-
Высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги: па — па — па — па:
- Это упражнение развивает подвижность языка и помогает ребенку осознать, как губы взаимодействуют с языком.
- Рекомендуется делать это перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свои движения.
-
Произнести перед зеркалом сочетание звуков (У), (УИ) и определить последовательную работу губ при их произнесении:
- Данное упражнение помогает ребенку визуализировать артикуляцию и осознать работу губ при произнесении звуков.
- Важно акцентировать внимание на том, как меняется форма губ при произнесении различных звуков.
-
Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз):
- Это упражнение развивает чувствительность и координацию движений языка.
- Ребенку следует обратить внимание на то, как меняется положение языка в зависимости от того, за какие резцы он прижимается.
-
Определить звук по беззвучной артикуляции логопеда (И или У):
- Это упражнение развивает слуховое восприятие и помогает ребенку ассоциировать артикуляцию с соответствующими звуками.
- Важно объяснить ребенку, как выглядит артикуляция каждого звука, чтобы он мог правильно определить его.
-
Произнести звук (И) без зеркала и определить положение кончика языка:
- Это упражнение помогает ребенку осознать, где находится его язык в момент произнесения звука.
- Рекомендуется, чтобы ребенок сам описывал, какое положение принимает язык, что способствует развитию самоконтроля.
Каждое из этих упражнений направлено на развитие артикуляционной базы и способствует формированию кинестетической памяти, что является ключевым для успешного овладения речью. Регулярная практика этих упражнений поможет детям лучше понимать и контролировать свои артикуляторные движения.