«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова – это роман, в котором удивительнейшим образом сочетаются и переплетаются извечные темы добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства, греха и святости, преступления и возмездия. Определите, каково соот...
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова – это роман, в котором удивительнейшим образом сочетаются и переплетаются извечные темы добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства, греха и святости, преступления и возмездия. Определите, каково соотношение вечного и злободневного в романе?
В романе вечное и злободневное равноправны: несмотря на то, что автор обращается к проблеме веры, преданности, власти, ответственности, само действие разворачивается в Москве 30-ых годов, среди советских граждан — москвичей.
В романе вечное и злободневное представляют одно целое и разделять их не стоит: советские граждане погрязли в лицемерии, потому что забыли о духовном, вечном и во многом это связано было с тем, что в государстве утверждалась идеология, а не религия.
В романе вечное и злободневное не равноправны: вечное преобладает. Злободневное в романе рассматривается на примере жизни москвичей: лицемерие, ханжество. Но философская сторона романа, которая поднимает проблемы веры, преданности, власти, ответственности, любви, выбора, намного шире и величественнее.
Вопрос о соотношении вечного и злободневного в романе "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова действительно является ключевым для понимания произведения. Давайте рассмотрим каждую из предложенных точек зрения:
1. **Вечное и злободневное равноправны**:
- Булгаков действительно мастерски переплетает вечные темы, такие как добро и зло, любовь и ненависть, с конкретной исторической эпохой — Москвой 30-х годов.
- Персонажи романа, такие как Воланд и его свита, символизируют вечные силы, которые вмешиваются в повседневную жизнь москвичей, отражая их пороки и недостатки.
- Таким образом, автор показывает, что вечные темы не могут существовать в отрыве от реальной жизни и что они проявляются в конкретных исторических условиях.
2. **Вечное и злободневное представляют одно целое**:
- В этом подходе подчеркивается, что вечные ценности и злободневные реалии неразрывно связаны.
- Булгаков показывает, как утрата духовных ориентиров и забвение вечных ценностей приводит к моральному упадку общества.
- Это отражается в поведении советских граждан, которые, погрязнув в лицемерии и ханжестве, забыли о вечных истинах.
3. **Вечное преобладает над злободневным**:
- Здесь акцент делается на том, что философская сторона романа, связанная с вечными вопросами, такими как вера, преданность, власть и ответственность, доминирует над злободневными проблемами.
- Москвичи и их повседневные заботы служат лишь фоном для раскрытия более глубоких, универсальных тем.
- Булгаков использует злободневные реалии как инструмент для иллюстрации вечных истин, которые остаются неизменными вне зависимости от времени и места.
Каждая из этих точек зрения имеет право на существование и отражает различные аспекты романа. Булгаков создал произведение, в котором вечное и злободневное действительно переплетены, и их соотношение может быть интерпретировано по-разному в зависимости от акцентов, которые делает читатель. Важно понимать, что роман не дает однозначных ответов, а скорее побуждает к размышлениям и поиску истины.