Ознакомьтесь с фрагментом группового тренинга. Руководитель психокоррекционной группы (РПГ): «Давайте попробуем сделать следующее упражнение. Мы будем работать в парах. Пожалуйста, выберите себе напарника и поставьте стулья друг напротив друга». Участники нерешительно озираются по сторонам, посматривают друг на друга, размышляя, с кем образовать пару. Участница 1: «А без разницы, кого выбирать?». РПГ: «Да, можно выбрать любого напарника». Участник 2 (выбрал пару, переставляет стул): «А стул как ставить? Боком к центру?
Или чтобы доску было видно?». РПГ: «Положение стула не имеет значения – вы будете работать только друг с другом. Информация, представленная на доске, нам не пригодится». Участники постепенно распределяются на пары и наконец рассаживаются друг напротив друга. РПГ: «Теперь протяните друг другу руки. Возьмите ладони партнера в свои ладони. Ощутите – какие они?
Теплые? Холодные? Крепкие ли это ладони или, наоборот, мягкие?..». Участник 3 (перебивая, с нервным смешком): «А это зачем?». Участница 4 («шикает» на перебившего): «Раз психолог сказал – значит надо. Специалисту виднее, как нас поскорее «вылечить». (смеется, остальные участники тоже отвечают смехом)РПГ (поясняет): «Это упражнение для сплочения группы. Тактильный контакт с другим участником поможет нам лучше узнать друг друга, научиться доверять и чувствовать своего партнера... Теперь я попрошу того участника, который сидит на правом стуле, сделать следующее: представьте, что одна из ваших ладоней постепенно нагревается, а другая – наоборот, становится холодной. Мысленно посылайте тепло в одну ладони и холод – в другую.
Давайте попробуем». Участники пробуют выполнять инструкции. Участница 1: «А я сама должна чувствовать, что рука нагревается? Или просто вообразить, представить понарошку?». РПГ:
«Сначала представьте, а потом – кто знает? – может быть, ваши ладони действительно отреагируют и изменят температуру». Участник продолжают пытаться силой мысли изменить температуру ладоней. РПГ: «Теперь задача для тех, кто сидит на левом стуле. Вам надо попробовать определить, какую ладонь ваш партнер "нагревает", а какую "охлаждает"». Участник 3 (с сомнением): «А что, неужели реально можно это почувствовать? Я ничего не ощущаю...».Участница 5 (воодушевленно): «А я чувствую! (пожимая правую, затем левую ладонь своего партнера) – от эту он нагрел, а эта стала холоднее... чуть-чуть. Я права?». Участник 2, ее партнер: «Ого! И правда, я так и пытался... надо же!..». Участник 3: «Да ты просто угадала... не может такого быть...».Участники продолжают выполнять упражнение, кому-то удается угадать, кому-то нет. Те, кто справился с заданием, дают советы «отстающим». Участница 5 говорит Участнику 3, у которого все еще не получается ничего почувствовать: «Смотри... Ты закрой глаза и представь, просто представь...».Участница 1, перебивая: «Или ты просто руки поменяй – сначала правой обе пощупай, потом левой». Участник 6: «Да просто надо сжать сильнее – тогда сразу ощущается разница температур...». Группа некоторое время увлеченно обсуждает задание. Какая фаза группового процесса психокоррекции описана в примере?
Другие предметы Университет Фазы группового процесса психокоррекции психологическая коррекция реабилитация групповой тренинг психокоррекционная группа упражнения для сплочения тактильный контакт доверие в группе фазы группового процесса развитие связей сотрудничество в группе Новый
В данном фрагменте группового тренинга мы можем наблюдать несколько ключевых моментов, которые помогают определить, какая фаза группового процесса психокоррекции здесь описана.
Фаза ориентации и зависимости обычно характеризуется тем, что участники группы знакомятся друг с другом и устанавливают начальные связи. В этом этапе они могут проявлять нерешительность, как, например, в начале фрагмента, когда участники не знают, с кем образовать пару.
Фаза конфликтов и протеста проявляется, когда участники начинают выражать свои недовольства, сомнения или сопротивление к упражнениям. В нашем примере есть моменты, когда участники задают вопросы и выражают сомнения, но это не является основным фокусом группы.
Фаза развития связей и сотрудничества включает в себя более активное взаимодействие между участниками, когда они начинают работать вместе, обмениваться опытом и поддерживать друг друга. В этом фрагменте мы видим, как участники обсуждают свои ощущения, помогают друг другу и делятся советами, что указывает на развитие связей.
Фаза целенаправленной деятельности связана с выполнением конкретных заданий и достижением целей, которые были поставлены на начале группы. В данном случае, хотя участники выполняют задание, основное внимание все же уделяется взаимодействию и сотрудничеству.
Таким образом, в данном фрагменте описана фаза развития связей и сотрудничества. Участники активно взаимодействуют друг с другом, обмениваются мнениями и помогают друг другу, что свидетельствует о прогрессе в их отношениях и доверии в группе.