Подлинным основоположником философии техники считается немецкий философ и географ Эрнест Капп (1808–1896. Не удовлетворившись гегелевской философией, он начинает материалистически перерабатывать наследие Гегеля на базе антропологической концепции Людвига Фейербаха (1804–1872. Капп был первым, кто совершил смелый шаг – в заголовке своей работы он соединил вместе два ранее казавшиеся несовместимыми понятия, «философия» и «техника».В центре его книги «Основные направления философии техники» лежит принцип органов проекции «Человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий». Соединение человеческих органов с орудиями труда рассматривалось Эрнестом Каппом как исходный пункт для философских размышлений о технике и ее сущности. Подобно Людвигу Нуаре, Капп акцентирует свое внимание на руке как особом органе («органе всех органов». «Механическим» продолжением рук он считал другие органы тела, считая их посредниками между внешним миром вещей и внутренним миром. Теория органов проекции Эрнеста Каппа получила дальнейшее развитие в исследованиях французского социолога и философа Альфреда Эспинаса, а также немецкого философа Фреда Бона, рассматривающего технику как средство достижения человеческого счастья. Что Эрнст Капп называл «механическим» продолжением рук – полуконечностями?
Другие предметы Университет Философия техники философия техники Эрнест Капп проблемы науки антропологическая концепция органы проекции философские размышления техника и человечество механическое продолжение рук философия и техника развитие философии техники Новый
Вопрос о том, что Эрнст Капп называл «механическим» продолжением рук, требует внимательного анализа его философских идей и концепций. Давайте разберем это по шагам.
Капп вводит понятие «органов проекции», утверждая, что человек, создавая орудия труда, бессознательно воспроизводит свои органы. Это означает, что каждое созданное человеком устройство или инструмент является расширением его физических возможностей.
Капп выделяет руку как «орган всех органов». Он считает, что именно рука, как инструмент, позволяет человеку взаимодействовать с окружающим миром, и, следовательно, она является основой для создания других орудий.
Когда Капп говорит о «механических» продолжениях рук, он подразумевает, что другие органы тела, такие как глаза, уши, язык и нос, также выполняют функции, которые помогают человеку в его взаимодействии с миром. Однако эти органы не являются продолжениями в буквальном смысле, а скорее аналогами, которые помогают человеку воспринимать и адаптироваться к окружающей среде.
Теперь давайте рассмотрим, какие органы Капп мог бы считать «механическими» продолжениями рук:
Таким образом, Капп рассматривает технику как нечто более глубокое, чем просто инструменты: это расширение человеческих возможностей, которое помогает в познании мира и самовыражении. Его идеи стали основой для дальнейших философских размышлений о технике и ее роли в жизни человека.