Для анализа отрывков из текста и выявления экспрессивно-воздействующих средств синтаксиса, или фигур речи, давайте рассмотрим каждый из предложенных примеров. Мы будем обращать внимание на то, как авторы используют синтаксические конструкции для передачи эмоций и создания выразительности.
-
Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей. (Ахматова)
- Здесь мы видим повтор слова "скучно", который усиливает чувство тоски и безысходности. Повторение создает ритм и акцентирует внимание на эмоциональном состоянии говорящего.
- Также можно отметить антифразу "оберегать от себя людей", что подразумевает противоречие между желанием защитить и внутренним состоянием.
-
Где стол был яств, там гроб стоит. (Державин)
- В этом предложении присутствует антитеза между жизнью (стол с яствами) и смертью (гроб). Это создает контраст, подчеркивающий неизбежность смерти и скоротечность жизни.
- Также можно отметить метафору, где "стол" символизирует жизнь и радость, а "гроб" – смерть и утрату.
-
Швед, русский колет, рубит, режет. (Пушкин)
- Здесь мы видим перечисление
- Также присутствует параллелизм, что делает фразу более ритмичной и выразительной.
-
Жить – так на воле, умирать – так дома. (Ахматова)
- В этом предложении используется антифраза, подчеркивающая контраст между свободой и домом, который ассоциируется с безопасностью и уютом. Это создает напряжение и заставляет задуматься о ценности жизни.
- Также можно выделить параллелизм в структуре: "Жить – так на воле" и "умирать – так дома", что придает фразе ритмичность и усиливает ее выразительность.
Таким образом, в каждом из приведенных отрывков используются различные экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые помогают авторам передать глубокие чувства и мысли, создавая яркие образы и эмоциональную насыщенность текста.