При нейропсихологическом изучении работы анализаторных систем выделяются несколько типов расстройств. Эти расстройства можно классифицировать по различным критериям, но основными типами являются:
- Агнозии - это расстройства, при которых сохраняется элементарное восприятие, но нарушается способность к узнаванию объектов, звуков или других стимулов. Агнозии могут быть:
- визуальные (например, нарушение узнания лиц);
- аудиальные (например, трудности в узнавании звуков);
- тактильные (например, затруднения в узнавании предметов на ощупь).
- Афазии - это расстройства, связанные с нарушением речевой функции. Они могут проявляться в разных формах:
- моторная афазия (проблемы с произношением);
- сенсорная афазия (трудности в понимании речи);
- кондуктивная афазия (нарушения в повторении слов).
- Апраксии - это расстройства, связанные с нарушением способности выполнять целенаправленные движения при сохранении моторных функций. Апраксии могут быть:
- дизартрическая (нарушение произношения);
- конструктивная (проблемы в построении объектов);
- идеаторная (нарушение последовательности действий).
- Нарушения памяти - это расстройства, которые могут затрагивать различные виды памяти, такие как:
- эпизодическая память (память о событиях);
- семантическая память (память о фактах);
- процедурная память (память о навыках).
Каждый из этих типов расстройств может возникать в результате повреждений различных участков мозга, и их диагностика требует комплексного подхода, включая клиническое обследование и нейропсихологическое тестирование.