В соответствии с теорией В. И. Карикаша, педагоги с личностно-деловым типом общения имеют свои особенности в взаимодействии с учениками. Давайте рассмотрим, какие характеристики присущи этому типу педагогов.
- Оценка на основании групповой принадлежности: Эти педагоги склонны оценивать учеников, исходя из их принадлежности к определенным группам. Это означает, что они могут формировать мнение о ребенке не только на основе его индивидуальных качеств, но и в контексте группы, к которой он относится.
- Полная оценка крайних полюсов: Учителя с таким типом общения часто имеют более выраженные оценки как «лучших», так и «трудных» учеников. Это может проявляться в том, что они выделяют учеников, которые показывают выдающиеся результаты, и тех, кто испытывает трудности, не всегда учитывая промежуточные уровни успеваемости.
- Диффузные отношения: У этих педагогов могут быть неопределенные и размытые отношения как с отдельными учениками, так и с классом в целом. Это может затруднять установление четких границ и ожиданий в взаимодействии, что иногда приводит к недопониманию между учителем и учениками.
- Независимость оценивания: В отличие от других учителей, педагоги с личностно-деловым типом общения менее склонны связывать личные качества ученика с его деловыми качествами и успеваемостью. Это может означать, что они могут не замечать, как личные качества влияют на учебный процесс и результаты ученика.
Таким образом, понимание этих характеристик помогает лучше осознать, как педагоги с личностно-деловым типом общения взаимодействуют с учениками и как это может влиять на образовательный процесс.