Для того чтобы соотнести общие закономерности развития с их проявлениями в онтогенезе (индивидуальном развитии) и дизонтогенезе (нарушении развития), давайте рассмотрим каждую закономерность отдельно.
- Сензитивность
- Онтогенез: В определенные периоды развития (например, в детстве) индивид наиболее восприимчив к обучению и развитию определенных навыков.
- Дизонтогенез: В случае нарушений, сензитивные периоды могут быть упущены, что приводит к недостаточному развитию умений и навыков.
- Неравномерность
- Онтогенез: Развитие различных функций и навыков происходит с разной скоростью. Например, физическое развитие может опережать развитие когнитивных способностей.
- Дизонтогенез: Неравномерность может проявляться как задержка в развитии некоторых функций, что делает развитие более дисгармоничным.
- Дивергентность – конвергентность
- Онтогенез: В начале развития происходит дивергентность, когда индивидуум открывает множество возможностей и направлений. По мере взросления происходит конвергентность, когда выбор становится более узким и целенаправленным.
- Дизонтогенез: Нарушения могут привести к ситуации, когда индивидуум не может выбрать оптимальные пути развития, оставаясь на стадии дивергентности или теряя способность к конвергентному мышлению.
- Неустойчивость
- Онтогенез: Развитие может быть подвержено колебаниям, например, в эмоциональной сфере, где индивидуум может испытывать периодические кризисы.
- Дизонтогенез: Неустойчивость может проявляться в виде частых изменений в поведении или эмоциональном состоянии, что затрудняет адаптацию.
- Гетерохронность
- Онтогенез: Разные аспекты развития могут происходить в разное время. Например, речь может развиваться раньше, чем социальные навыки.
- Дизонтогенез: В случае нарушения развития, гетерохронность может приводить к несоответствию между физическим и психическим развитием.
- Кумулятивность
- Онтогенез: Накапливаются знания и навыки, что позволяет индивидууму развиваться и достигать новых уровней компетенции.
- Дизонтогенез: При нарушениях может наблюдаться недостаток накопления опыта, что затрудняет дальнейшее развитие и обучение.
Таким образом, каждая из закономерностей развития имеет свои проявления как в нормальном, так и в нарушенном развитии, что подчеркивает важность учета этих аспектов в процессе тьюторского сопровождения.