Давайте рассмотрим каждый из указанных периодов развития российской юридической науки и сопоставим их с характерными чертами.
- Семейно-монастырский период
- В этот период подготовка юридических кадров велась в форме домашнего образования, практической деятельности или обучения в монастыре. Это время характеризуется отсутствием формализованного юридического образования и зависимостью от традиционных методов передачи знаний.
- Академический период
- В этом периоде правовая наука и юридическое образование развивались в основном усилиями приглашенных из-за рубежа специалистов, которые стали членами Российской академии наук и преподавателями российских университетов. Это время ознаменовано влиянием западной юридической мысли и формированием первых систематизированных знаний о праве.
- Университетский период
- Подготовка юридических кадров в этот период велась в российских университетах российскими профессорами. Послевузовское обучение научно-педагогических кадров осуществлялось ведущими западноевропейскими вузами, что способствовало интеграции зарубежного опыта и знаний в российскую юридическую практику.
- «Золотой век» российского правоведения
- В этот период подготовка научно-педагогических кадров осуществлялась собственными силами университетов России, а зарубежные командировки стали лишь дополнительным способом повышения квалификации. Это время характеризуется активным развитием отечественной юридической науки и созданием собственных традиций в правоведении.
Таким образом, каждый из указанных периодов имеет свои особенности, которые определяют характерные черты развития российской юридической науки. Сопоставление этих периодов помогает лучше понять эволюцию юридического образования и науки в России.