Вопрос о методах исследования в психолого-педагогических аспектах научного мышления требует понимания, какие методы предполагают использование понятий зависимой и независимой переменных, а какие - нет.
Давайте рассмотрим каждый из предложенных методов:
- Наблюдение: Этот метод заключается в систематическом наблюдении за поведением объектов исследования в естественных условиях. Здесь не выделяются зависимости между переменными, поскольку наблюдение фокусируется на описании явлений без манипуляции ими.
- Корреляционный метод: Этот метод используется для выявления взаимосвязей между двумя или несколькими переменными. Однако он не устанавливает причинно-следственные связи, а лишь показывает степень и направление связи. В этом методе также не выделяются четкие зависимости, как в эксперименте.
- Эксперимент: В этом методе активно используются понятия зависимой и независимой переменных. Исследователь манипулирует одной переменной (независимой) и наблюдает за изменениями в другой переменной (зависимой). Таким образом, эксперимент не подходит под ваш запрос.
- Интервью: Этот метод предполагает сбор данных через беседу с респондентами. Как и в случае с наблюдением, в интервью не выделяются независимые и зависимые переменные, так как цель состоит в получении информации и понимании мнений и переживаний людей.
Таким образом, методы, в которых отсутствуют понятия зависимой и независимой переменных, это:
- Наблюдение
- Корреляционный метод
- Интервью
Эксперимент, как уже упоминалось, требует четкого определения этих понятий. Надеюсь, это объяснение помогло вам лучше понять различия между методами!