В ходе одного исследования (Barry & Kanouse, 1987) было выяснено, что, если врачам заплатить вперед, они с большей вероятностью заполнят и отошлют по нужному адресу длинную анкету, полученную по почте. Если анкету сопровождал чек на 20 долларов, 78 % врачей заполняли анкету и посылали ее обратно, как их просили. Если же в приложенном письме было сказано, что чек на 20 долларов будет выслан после заполнения и отсылки анкеты, только 66 % врачей выполняли требование. Другой интересный вывод касался врачей, которые получили чек вместе с анкетой, но не заполнили эту анкету: только 26 % превратили чек в наличные деньги (по сравнению с 95 % тех, кто выполнил требование). Объясните, какую роль здесь сыграло правило взаимного обмена.
Другие предметыУниверситетСоциальная психологияпсихология управленияуниверситетисследованиеправило взаимного обменаповедение врачейанкетаопрособязательствоответственностьчувство вины
Правило взаимного обмена, или принцип взаимности, является одним из ключевых аспектов социальной психологии и управления. Оно основано на идее, что когда кто-то делает для нас что-то хорошее или предоставляет нам услугу, мы чувствуем себя обязанными ответить тем же. В контексте исследования Barry & Kanouse (1987) это правило сыграло значительную роль в поведении врачей.
Давайте рассмотрим, как правило взаимного обмена проявляется в данном исследовании:
Таким образом, правило взаимного обмена влияет на поведение врачей, создавая у них чувство ответственности и обязательства в зависимости от того, как была организована система вознаграждения. Когда они чувствуют, что получили что-то ценное (в данном случае деньги) без предварительных условий, они более склонны ответить тем же, выполняя поставленную задачу. В противном случае, когда обязательства нет, они менее мотивированы действовать.