Вам предлагается оценить аналитическую работу студента N. В статье молодой исследователь пишет: «Цивилизации не являются реальными социальными видами, поэтому их нельзя трактовать как единицы и едва ли они имеют сходства в процессах генезиса, роста и упадка». Проанализируйте утверждение. На чём оно может быть основано?
Другие предметы Университет Цивилизационные подходы в социологии цивилизационные факторы современное государственное управление университет критика цивилизационного подхода теория цивилизаций социология генезис цивилизаций российский социолог анализ утверждения линейно-стадиальная версия идеи Шпенглера Сорокин Буланже Тойнби упадок цивилизаций Новый
Для анализа утверждения студента N, необходимо рассмотреть его с разных сторон, а также понять, на каких теоретических основах оно может быть основано. Давайте разберем каждую из предложенных опций:
Тойнби в своей работе рассматривал цивилизации как динамичные структуры, которые развиваются и сталкиваются друг с другом. Сорокин, в свою очередь, критиковал эту точку зрения, утверждая, что цивилизации не являются реальными социальными видами, а скорее абстракциями. Это может быть основой для утверждения студента, так как оно подчеркивает, что цивилизации не следует рассматривать как единичные и однородные образования.
Буланже предложил линейную модель развития цивилизаций, где каждая цивилизация проходит определенные стадии. Однако, если утверждение студента говорит о том, что цивилизации не имеют сходств в процессах генезиса, роста и упадка, то это противоречит линейной модели, которая предполагает определенные общие этапы. Таким образом, это утверждение не может быть основано на теории Буланже.
Шпенглер также рассматривал цивилизации как уникальные и не сопоставимые образования, указывая на их индивидуальные пути развития. Это может служить основой для утверждения студента, так как акцент на уникальности и неповторимости цивилизаций может подтверждать его точку зрения о том, что их нельзя трактовать как единицы.
Таким образом, наиболее обоснованным источником для утверждения студента N является критика цивилизационного подхода Тойнби Сорокиным, а также идеи Шпенглера о неповторимости цивилизаций. В то время как линейно-стадиальная версия Буланже не поддерживает данное утверждение, так как предполагает наличие общих этапов развития.