1. Каковы уникальные взгляды Д.И. Фонвизина?
2. Какова основная проблематика комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
3. Какова специфика образной системы в «Недоросле»? Как соотносятся «положительные» и «отрицательные» герои с канонами какого литературного направления?
4. Чьи интересы представляет Стародум в комедии «Недоросль»?
5. Как в комедии отражается проблема «Воспитания»? В каких традициях мыслит Фонвизин?
6. Каков основной конфликт комедии «Недоросль»?
7. Какое новшество внес в жанр комедии Д.И. Фонвизин?
8. Какие основные темы поднимаются в комедии и как они разрешаются?
9. Почему Фонвизин выбирает прием «говорящих» имен в своей комедии?
10. Какие афоризмы Стародума вы считаете особенно интересными и актуальными сегодня?
11. Каково значение комедии Фонвизина «Недоросль» в литературном процессе XVIII века?
Литература 11 класс Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» Д.И. Фонвизин комедия Недоросль уникальные взгляды Фонвизина проблематика Недоросля образная система Недоросля положительные и отрицательные герои каноны литературного направления интересы Стародума проблема воспитания традиции Фонвизина основной конфликт Недоросля новшество в жанре комедии основные темы комедии говорящие имена в комедии афоризмы Стародума значение Недоросля литература XVIII века Новый
Давайте разберем каждый из вопросов по порядку.
Д.И. Фонвизин был критиком крепостного права и сторонником просвещения. Он считал, что истинное благородство заключается не в титуле, а в личных качествах человека. В своих произведениях он выступал за реформы в образовании и улучшение нравов общества.
Основная проблематика комедии «Недоросль» заключается в критике невежества и моральной деградации дворянства, а также в вопросах воспитания и образования. Фонвизин высмеивает пороки общества и призывает к нравственному и интеллектуальному развитию.
В «Недоросле» присутствует четкое разделение на положительных и отрицательных героев. Положительные герои, такие как Стародум и Правдин, воплощают идеи просвещения и нравственности. Отрицательные герои, такие как Простакова и Скотинин, символизируют невежество и моральное разложение. Это характерно для классицизма, где герои четко разделены на добродетельных и порочных.
Стародум представляет интересы просвещенного общества. Он выступает за честность, справедливость и истинное благородство, противопоставляя себя коррумпированным и невежественным дворянам.
Проблема воспитания в комедии отражается через образ Митрофана, который является продуктом неправильного воспитания. Фонвизин критикует систему образования и воспитания, основанную на невежестве и жестокости. Он мыслит в традициях просвещения, где важны моральное и интеллектуальное развитие личности.
Основной конфликт комедии заключается в противостоянии просвещенных и нравственных героев с невежественными и коррумпированными. Это конфликт между разумом и невежеством, добродетелью и пороком.
Фонвизин внес в жанр комедии глубокую социальную и нравственную проблематику. Он использовал комедию как средство для критики общества, что было новшеством для того времени. Его герои стали символами определенных социальных типов.
Основные темы комедии включают воспитание, моральное разложение дворянства, власть и честность. Эти темы разрешаются через разоблачение пороков и утверждение ценностей просвещения и нравственности. В финале положительные герои одерживают моральную победу.
Фонвизин использует прием «говорящих» имен, чтобы подчеркнуть характеры и пороки своих героев. Например, имя Простакова указывает на простоту и невежество, а имя Скотинин — на скотские, грубые черты характера. Это помогает зрителю сразу понять, что собой представляют герои.
Среди афоризмов Стародума можно выделить следующие:
Комедия «Недоросль» имеет большое значение в литературном процессе XVIII века, так как она стала одним из первых произведений, открыто критикующих пороки дворянства и крепостного права. Она заложила основы для развития русской реалистической литературы и стала важным шагом в становлении сатирического жанра.