1. Прочитайте стихотворение «Когда за городом задумчив я брожу». В каком периоде творчества А. С. Пушкина оно написано? Какие темы и мотивы характерны для лирики Пушкина этого времени? Как они представлены в данном стихотворении?
2. Какой жанр лирики представляет это произведение? Обоснуйте свой ответ.
3. Проанализируйте композицию стихотворения, выделите его части. Есть ли между ними противопоставление? Как называется этот художественный прием? Зачем поэт использует его и какой смысл он придаёт стихотворению?
4. На каком противопоставлении строится образная система стихотворения? Найдите в тексте противопоставленные образы. Как воспринимаются «публичное кладбище» и «кладбище родовое» лирическим героем? Какие эмоции вызывают у него увиденные картины? Какие чувства и ассоциации возникают у вас при чтении этих образов?
5. Найдите в тексте стихотворения примеры сочетания «высокой» и разговорной лексики. Почему поэт использует такие сочетания?
6. Найдите в тексте примеры иронии. Над чем иронизирует поэт?
7. Найдите в стихотворении эпитеты. Каковы значения таких выражений, как «дешевого резца нелепые затеи», «по старом рогаче вдовицы плач амурный», «злое… уныние», «праздные урны», «безносые гении», «растрепанные хариты», «важные гробы»? Как эпитеты помогают понять авторскую идею?
8. Найдите в стихотворении сравнение и объясните его смысл.
9. Найдите в стихотворении слово «молитва». В каком контексте оно используется? Какова его цель? Почему оно не относится к первой части стихотворения?
10. Какой образ завершает стихотворение? Что он символизирует? Какой смысл вкладывает в него поэт?
Литература 11 класс Лирика А. С. Пушкина А. С. Пушкин стихотворение Когда за городом лирика Пушкина темы и мотивы жанр лирики анализ композиции художественный прием образная система противопоставленные образы высокая и разговорная лексика примеры иронии эпитеты в стихотворении сравнение и его смысл слово молитва образ завершает стихотворение символизм в поэзии
1. Период творчества и темы
Стихотворение «Когда за городом задумчив я брожу» написано А. С. Пушкиным в 1820-е годы, когда поэт находился в периоде романтизма. В это время его творчество было насыщено темами природы, одиночества, размышлений о жизни и смерти, а также поиском смысла существования.
В данном стихотворении ярко представлены мотивы одиночества и раздумий о бренности жизни. Природа выступает как отражение внутреннего состояния лирического героя, создавая атмосферу меланхолии и глубокой философской рефлексии.
2. Жанр лирики
Это произведение представляет собой лирику размышлений. В нем поэт делится своими внутренними переживаниями, размышлениями о жизни, смерти и вечности. Лирический герой обращается к своим мыслям и чувствам, что характерно для данного жанра.
3. Композиция стихотворения
Стихотворение можно разделить на две части: первая часть — это описание природы и размышления героя, вторая — более философская, где поднимаются вопросы жизни и смерти. Между этими частями наблюдается противопоставление: природа и человеческие переживания. Этот художественный прием называется «антитеза». Поэт использует его для того, чтобы подчеркнуть контраст между красотой окружающего мира и мрачными мыслями о смерти.
4. Образная система и противопоставление
Образная система стихотворения строится на противопоставлении «публичного кладбища» и «кладбища родового». Лирический герой воспринимает «публичное кладбище» как символ безличности и забвения, тогда как «кладбище родовое» вызывает у него чувство принадлежности и связи с родом. Эти образы вызывают у него грусть и ностальгию. У читателя могут возникнуть ассоциации с потерей и памятью о предках.
5. Высокая и разговорная лексика
В стихотворении можно найти сочетания «высокой» лексики, такие как «молитва», и разговорной, например, «дешевого резца». Поэт использует такие сочетания для создания контраста между возвышенными и обыденными аспектами жизни, что усиливает эмоциональную насыщенность текста.
6. Ирония
Примеры иронии можно увидеть в строках, где поэт описывает «важные гробы» или «безносые гении». Пушкин иронизирует над тщеславием и суетой человеческой жизни, показывая, как все эти «важные» вещи в конечном итоге теряют смысл.
7. Эпитеты
Эпитеты, такие как «дешевого резца нелепые затеи», «злое… уныние», «праздные урны», помогают создать образный ряд, который подчеркивает авторскую идею о бренности жизни и тщетности человеческих устремлений. Эти выражения передают иронию и печаль поэта по поводу человеческого существования.
8. Сравнение
В стихотворении можно найти сравнение, которое, например, описывает природу как «небесный свод». Это сравнение подчеркивает величие и красоту природы, создавая контраст с меланхолией лирического героя.
9. Слово «молитва»
Слово «молитва» используется в контексте обращения к высшим силам, символизируя надежду на спасение и умиротворение. Оно не относится к первой части стихотворения, так как здесь поэт переходит к более глубоким размышлениям о смысле жизни и смерти.
10. Завершающий образ
Стихотворение завершается образом, который символизирует покой и вечность. Поэт вкладывает в него смысл примирения с неизбежностью смерти и поиском гармонии в природе, что создает чувство завершенности и умиротворения.