А. С Пушкин "Зимняя дорога"
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина; путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Литература8 классАнализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорогалитература 8 классПушкин Зимняя дороганастроение стихотворенияобразы и картиныхудожественные средствапоэтическая формафонетический уровеньлексический уровеньсинтаксический уровенькомпозиционный уровеньритмический рисунокзамедленный ритмгласные звукикраски звуки текстакольцевая композицияанализ стихотворенияэмоциональная окраскапоэтическое пространствозимний пейзажтоска и грустьямщик и тройкалуна и свет
1. Стихотворение А. С. Пушкина "Зимняя дорога" создает грустное и melancholic настроение. В начале текста мы ощущаем одиночество и тоску, когда поэт описывает зимнюю дорогу и печальный свет луны. Однако, к концу стихотворения появляется нотка надежды и ожидания. Лирический герой с нетерпением ждет встречи с Ниной, и это придает тексту более светлую окраску, несмотря на плачевные пейзажи.
2. В стихотворении рисуются картины суровой зимы, пустой дороги, покрытой снегом, и одинокого путника, который не спеша мчится по этому зимнему простору. Образы зимних полей, тумана и холодной луны создают атмосферу одиночества. Художественные средства, такие как метафоры и эпитеты, помогают глубже понять это настроение. Например, "печальный свет", "дорога зимняя, скучная" подчеркивают не только внешний пейзаж, но и внутренние переживания героя.
3. Поэтическая форма стихотворения демонстрирует особенности на разных уровнях. Фонетически можно заметить, что текст наполнен гласными звуками, что создает мелодичность и замедляет ритм. Лексически используются слова, вызывающие ассоциации с холодом и тоской, такие как "скучная", "грустно", "печальный". Синтаксически, простые и сложные предложения чередуются, что придает тексту ритмичность и выразительность. Например, использование повторов, как в строке "колокольчик однозвучный", создает эффект утомительности, который соответствует настроению стихотворения.
4. Ритмический рисунок текста замедленный, что также подчеркивает обилие гласных звуков и создает ощущение медлительности и протяженности времени. Это позволяет читателю погрузиться в атмосферу зимнего вечера, где каждое мгновение кажется бесконечным. Открытые гласные звуки придают тексту мягкость, подчеркивая печаль и грусть.
5. Текст наполнен красками и звуками, которые помогают лучше понять настроение. Звуки колокольчика, тихий гул ветра, а также образы снега и холодного света луны создают полное погружение в зимнюю атмосферу. Эти звуки усиливают чувство одиночества и тоски, но в то же время настраивают на размышления о встрече и тепле.
6. Движение в поэтическом пространстве текста можно охарактеризовать как медленное и размеренное. Смысл кольцевой композиции, где в начале упоминается "луна", а в конце "отуманен лунный лик", подчеркивает цикличность времени и неизменность природы. Это создает ощущение замкнутости, а также указывает на то, что несмотря на одиночество и тоску, жизнь продолжается, и впереди есть надежда на встречу и тепло.