А. С Пушкин "Зимняя дорога"
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты...
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
Скучно, грустно... Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина; путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Литература 8 класс Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога литература 8 класс Пушкин Зимняя дорога настроение стихотворения образы и картины художественные средства поэтическая форма фонетический уровень лексический уровень синтаксический уровень композиционный уровень ритмический рисунок замедленный ритм гласные звуки краски звуки текста кольцевая композиция анализ стихотворения эмоциональная окраска поэтическое пространство зимний пейзаж тоска и грусть ямщик и тройка луна и свет Новый
1. Стихотворение А. С. Пушкина "Зимняя дорога" создает грустное и melancholic настроение. В начале текста мы ощущаем одиночество и тоску, когда поэт описывает зимнюю дорогу и печальный свет луны. Однако, к концу стихотворения появляется нотка надежды и ожидания. Лирический герой с нетерпением ждет встречи с Ниной, и это придает тексту более светлую окраску, несмотря на плачевные пейзажи.
2. В стихотворении рисуются картины суровой зимы, пустой дороги, покрытой снегом, и одинокого путника, который не спеша мчится по этому зимнему простору. Образы зимних полей, тумана и холодной луны создают атмосферу одиночества. Художественные средства, такие как метафоры и эпитеты, помогают глубже понять это настроение. Например, "печальный свет", "дорога зимняя, скучная" подчеркивают не только внешний пейзаж, но и внутренние переживания героя.
3. Поэтическая форма стихотворения демонстрирует особенности на разных уровнях. Фонетически можно заметить, что текст наполнен гласными звуками, что создает мелодичность и замедляет ритм. Лексически используются слова, вызывающие ассоциации с холодом и тоской, такие как "скучная", "грустно", "печальный". Синтаксически, простые и сложные предложения чередуются, что придает тексту ритмичность и выразительность. Например, использование повторов, как в строке "колокольчик однозвучный", создает эффект утомительности, который соответствует настроению стихотворения.
4. Ритмический рисунок текста замедленный, что также подчеркивает обилие гласных звуков и создает ощущение медлительности и протяженности времени. Это позволяет читателю погрузиться в атмосферу зимнего вечера, где каждое мгновение кажется бесконечным. Открытые гласные звуки придают тексту мягкость, подчеркивая печаль и грусть.
5. Текст наполнен красками и звуками, которые помогают лучше понять настроение. Звуки колокольчика, тихий гул ветра, а также образы снега и холодного света луны создают полное погружение в зимнюю атмосферу. Эти звуки усиливают чувство одиночества и тоски, но в то же время настраивают на размышления о встрече и тепле.
6. Движение в поэтическом пространстве текста можно охарактеризовать как медленное и размеренное. Смысл кольцевой композиции, где в начале упоминается "луна", а в конце "отуманен лунный лик", подчеркивает цикличность времени и неизменность природы. Это создает ощущение замкнутости, а также указывает на то, что несмотря на одиночество и тоску, жизнь продолжается, и впереди есть надежда на встречу и тепло.