Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.
I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.
II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.
III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.
Русский язык 10 класс Связь предложений языковые средства связь предложений русский язык 10 класс примеры языковых средств анализ текста сочинение по русскому языку Новый
Давайте разберем предложенные вами примеры и выделим языковые средства, которые служат для связи предложений. Я буду объяснять каждое из предложений, чтобы вы могли понять, какие средства используются для связи.
I.
1) "Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, (союз "едва") и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. (союз "и")
Здесь мы видим, что союз "едва" связывает две части сложного предложения, указывая на условие, а союз "и" соединяет два однородных члена предложения.
2) "В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. (предложение-связка)"
Это простое предложение, которое служит связующим звеном между другими предложениями. Оно вводит новый объект обсуждения — памятник Пушкину.
3) "Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: (союз "так, что")"
Здесь союз "так, что" показывает причинно-следственную связь между установкой памятника и видимостью профиля поэта.
II.
1) "Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, (союз "так") что, казалось, конца не будет ясным дням. (союз "что")
Союз "так" здесь усиливает степень описания, а союз "что" вводит придаточное предложение, объясняющее, что именно казалось.
2) "В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, (предложение-связка) на открытой и просторной равнине желтого жнивья."
Это предложение связывает два образа — голубизну и равнину, создавая яркий образ.
3) "Она делала небо чистым и кротким, (союз "и") дали нежно-голубыми и глубокими."
Союз "и" здесь соединяет однородные члены, описывающие разные элементы пейзажа.
III.
1) "Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, (предложение-связка) в ход идут более нежные пастельные тона."
Здесь мы видим, что первое предложение связано с последующим, объясняя, как изменение солнца влияет на цвет.
2) "То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. (союз "что")"
Союз "что" вводит придаточное предложение, объясняющее, что именно общеизвестно.
3) "Бесчисленны ее оттенки. (предложение-связка)"
Это простое предложение служит связующим звеном, подчеркивая разнообразие оттенков.
4) "Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами."
Здесь мы видим, что первое предложение связано с вторым, показывая результат действия.
5) "Я не знал: (предложение-связка) вода эта в своей километровой толще и самая красивая."
Это предложение также служит связующим звеном, показывая, что информация о воде является новой для говорящего.
6) "Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная."
Это предложение описывает состояние воды, но не содержит явных средств связи.
7) "Вода Байкала! (предложение-связка)"
Это восклицательное предложение подчеркивает значимость Байкала, служа связующим элементом.
8) "Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы."
Здесь первое предложение указывает на действие, которое вызывает реакцию в следующем предложении.
Таким образом, мы можем выделить различные языковые средства, которые связывают предложения: союзы, вводящие слова и предложения-связки. Это помогает создать логическую и связную структуру текста.