1) Какие типы подчинительной связи существуют и на чем основано различие между ними?
2) Проанализируйте словосочетания: два новых журнала и две новые газеты. Какие правила употребления прилагательных в количественно-именных словосочетаниях можно сформулировать? Приведите примеры.
3) Каковы особенности управления синонимичных глаголов "тормозить" и "препятствовать"? Какие выводы можно сделать из их сопоставления?
4) Сравните словосочетания: мой дом и мои дома; твой дом и твои дома; его (ее) дом и его (ее) дома. Какой тип подчинительной связи можно выделить в этих словосочетаниях и какие выводы можно сделать на основе анализа?
Русский язык 11 класс Темы: 1. Подчинительная связь в русском языке; 2. Употребление прилагательных в словосочетаниях; 3. Управление глаголов; 4. Анализ словосочетаний и подчинительная связь подчинительная связь типы подчинительной связи анализ словосочетаний правила употребления прилагательных количественно-именные словосочетания управление синонимичных глаголов сравнение словосочетаний выводы по подчинительной связи Новый
1) Типы подчинительной связи и их различия
В русском языке выделяют несколько типов подчинительной связи. Основные из них:
Различие между этими типами основано на том, как зависимое слово связано с главным: через изменение формы (согласование), через требование определенного падежа (управление) или через присоединение без изменения (примыкание).
2) Анализ словосочетаний
Рассмотрим словосочетания "два новых журнала" и "две новые газеты". В этих словосочетаниях прилагательные "новых" и "новые" согласуются с существительными "журнала" и "газеты" по роду, числу и падежу. Правила употребления прилагательных в количественно-именных словосочетаниях можно сформулировать следующим образом:
Примеры:
3) Особенности управления глаголов "тормозить" и "препятствовать"
Глагол "тормозить" требует управления, как правило, с использованием родительного падежа: "тормозить движение". В то время как "препятствовать" требует дательного падежа: "препятствовать человеку". Это различие в управлении показывает, что эти глаголы имеют разные семантические значения и контексты использования.
Из сопоставления можно сделать вывод, что хотя оба глагола связаны с идеей остановки или затруднения, они действуют в разных аспектах: "тормозить" подразумевает активное действие, тогда как "препятствовать" - более пассивное, связанное с созданием условий, мешающих действию.
4) Сравнение словосочетаний
Рассмотрим словосочетания "мой дом" и "мои дома"; "твой дом" и "твои дома"; "его (ее) дом" и "его (ее) дома". В этих словосочетаниях мы видим, что форма притяжательных местоимений изменяется в зависимости от числа существительного. В "мой" и "твой" используется форма единственного числа, а в "мои" и "твои" - форма множественного числа.
Тип подчинительной связи здесь - согласование, так как притяжательные местоимения согласуются с существительными по роду и числу. Выводы, которые можно сделать на основе анализа:
Таким образом, мы видим, как грамматические формы влияют на структуру словосочетаний и их взаимосвязь.