Чтобы проанализировать изобразительно-выразительные средства языка в предложенных предложениях, давайте рассмотрим каждое из них по отдельности. Мы будем обращать внимание на метафоры, сравнения, олицетворения и другие средства. Вот шаги, которые помогут в этом анализе:
-
Еще напор урагана, его последний безудержный порыв, и у кедра надломилась воля.
- Здесь используется олицетворение ("воля кедра"), что придаёт дереву человеческие качества.
- Также присутствует метафора ("напор урагана"), которая создает образ силы и мощи.
-
И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.
- Здесь можно выделить метафору ("сердце бьется в упоенье"), что передает эмоции и чувства.
- Перечисление ("божество, вдохновенье, жизнь, слёзы, любовь") создает эффект насыщенности и глубины переживаний.
-
Жизнь научила меня дорожить каждым днем, словно маленьким годом.
- Используется сравнение ("словно маленьким годом"), которое подчеркивает ценность каждого дня.
-
Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь.
- Здесь присутствует антифраза, где противопоставляются качества ("убогая" и "обильная"), что создает многогранный образ Родины.
- Обращение ("Матушка-Русь") также является эпитетом, подчеркивающим уважение и любовь к родине.
-
Воздух так чист, точно его совсем нет.
- Это сравнение ("точно его совсем нет") создает парадоксальный образ чистоты воздуха.
-
Чуден Днепр при тихой погоде.
- Здесь используется эпитет ("чуден"), который подчеркивает красоту реки.
-
Что можно увидеть в Мещёрском крае.. . В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры.. . В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой.. .
- Повторение фразы ("В Мещёрском крае можно увидеть") создает ритмическую структуру и подчеркивает разнообразие природы.
-
С самого утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром; она разливается коротким румянцем.
- Здесь присутствует метафора ("не пылает пожаром"), что создает образ спокойной зари.
- Также используется олицетворение ("разливается коротким румянцем"), придающее заре живые качества.
-
Обломов всё собирался и готовился начать жизнь, всё рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре.
- Используется метафора ("узор своей будущности"), что подчеркивает неопределенность и изменчивость планов.
-
Княжна Марья уже давно оставила книгу: на сидела молча, устремив лучистые глаза на сморщенное, до малейших подробностей знакомое, лицо няни: на прядку седых волос, выбившуюся из-под платка, на висящий мешочек кожи под подбородком.
- Здесь можно выделить эпитеты ("лучистые глаза", "сморщенное лицо"), которые создают яркий образ персонажей.
- Также присутствует детализация, что усиливает эффект наблюдения.
-
В лете, знаете, у нас около Курска бывают такие тёмные ночи, но претеплейшие и премягкие: по небу звёзды как лампады навешаны, а понизу темнота густая.. .
- Используется сравнение ("как лампады навешаны"), создающее яркий визуальный образ.
- Также присутствует эпитеты ("тёмные ночи", "претеплейшие и премягкие"), которые подчеркивают атмосферу.
-
И такой это день был осенний, сухой, солнце светит, а холодно, и ветер, и пыль несет, и желтый лист крутит; а я не знаю, какой час, и что это за место, и куда та дорога ведет, и ничего у меня на душе нет, ни чувства, ни определения, что мне делать...
- Здесь используются эпитеты ("осенний", "сухой"), создающие атмосферу осени.
- Также присутствует параллелизм ("и ветер, и пыль несет, и желтый лист крутит"), который усиливает чувство неопределенности и тревоги.
Таким образом, в предложениях используются различные изобразительно-выразительные средства, которые помогают передать глубину чувств и образов. Анализируя каждое предложение, мы можем лучше понять, как язык может быть использован для создания ярких и запоминающихся образов.