Какую роль выполняют деепричастные конструкции в фрагментах из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»? Они характеризуют только движение героев или передают их душевное состояние в решающие моменты жизни: Тараса во время казни Остапа, при встрече с изменником Андрием; Андрия в бою на стороне врагов? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
Русский язык 11 класс Деепричастные конструкции в русском языке деепричастные конструкции роль деепричастий фрагменты повести Гоголя Тарас Бульба душевное состояние героев знаки препинания деепричастия в предложении анализ текста литературный стиль движение героев Новый
Деепричастные конструкции в фрагментах из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» выполняют важную роль, передавая не только движение героев, но и их душевное состояние в решающие моменты жизни. Давайте рассмотрим, как они функционируют в предложенных примерах.
В этом предложении деепричастные обороты «потупив голову» и «приподняв очи» подчеркивают внутреннее состояние Тараса. Они показывают, что, несмотря на его одобрительные слова, он испытывает глубокие эмоции, связанные с горем и потерей.
Здесь деепричастия «смотря» и «утупивши» также акцентируют внимание на эмоциональном состоянии героев. Тарас, смотря прямо, демонстрирует свою решительность, тогда как Андрий, утупив глаза, выражает свою растерянность и внутренние сомнения.
В этом примере деепричастие «выпрямив» показывает физическое движение Андрия, которое может свидетельствовать о его внутреннем напряжении и готовности к действию, несмотря на его предательство.
Здесь деепричастный оборот «ударив острыми шпорами» подчеркивает стремительность и решительность действий Андрия, а также его нежелание оглядываться назад, что может говорить о его внутреннем конфликте и страхе перед последствиями своего выбора.
Таким образом, деепричастные конструкции в приведенных фрагментах не только описывают физические действия героев, но и глубоко передают их внутреннее состояние, что делает их важным элементом художественной выразительности текста.
Теперь давайте расставим пропущенные знаки препинания и подчеркнем деепричастия и деепричастные обороты:
Tарас стоял в толпе, потупив голову, и в то же время, приподняв очи, одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»
Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не мог на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
А что мне отец, товарищи, отчизна, быстро головою и выпрямив весь, прямой, как надречная осокорь, - сказал Андрий, встряхнув стан свой.
Ударив острыми шпорами коня во весь дух, полетел он за козами, не глядя назад, не видя, что позади только двадцать человек успело поспевать за ним.