Прочитайте предложенные тексты. Определите, какой из них является сложным синтаксическим целым, какой — абзацем, а какой — периодом. Укажите средства и способы связи предложений в каждом из них.
Русский язык 11 класс Сложносинтаксическое целое, абзац, период сложное синтаксическое целое абзац Период средства связи предложений русский язык 11 класс Новый
Давайте проанализируем предложенные тексты и определим, какой из них является сложным синтаксическим целым, какой — абзацем, а какой — периодом. Также мы рассмотрим средства и способы связи предложений в каждом из них.
Первый текст:
«Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых шипов, перемежающихся с розовыми бутонами; свернутые в причудливый рисунок нежных соцветий плоды шиповника не торопились себя обнаруживать, как бы говоря прохожему: «Попробуй, отыщи нас!»; густая листва кустарника плотно прилегала к тонким крепким ветвям, не давая взгляду проникнуть сквозь шиповник и увидеть, что там, позади него.
Этот текст является сложным синтаксическим целым, так как он состоит из нескольких частей, связанных между собой как по смыслу, так и по структуре. Здесь используются различные средства связи, такие как:
Второй текст:
«Стояло засушливое лето. В Петербурге ночью было не темнее, чем днем. В вестибюле Верховного уголовного суда, несмотря на жару, не мог согреться Александр Иванович Тургенев. Он то выходил на улицу, плотно надев шляпу и кутаясь, то опять входил в помещение и ждал.»
Этот текст представляет собой абзац, так как состоит из нескольких предложений, которые логически связаны и развивают одну основную мысль. Связь между предложениями осуществляется через:
Третий текст:
«Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Такая защитная реакция психики свойственна человеку, не получившему в детстве достаточно внимания и ласки. В этом проявляется его невоспитанность в безоценочном смысле этого слова. Никто не позаботился о воспитании его души, и вот, как следствие, — его некорректное поведение.»
Этот текст можно охарактеризовать как период, так как он содержит сложные синтаксические конструкции и выражает законченную мысль. Связь между предложениями обеспечивается:
Таким образом, мы проанализировали три текста и определили их типы, а также средства и способы связи предложений в каждом из них.