Давайте разберёмся, как составить схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточных предложений, которые могут быть различного типа. Мы будем обозначать главное предложение (ГП) и придаточные предложения (ПП) различными буквами или цифрами для наглядности.
Вот схемы для предложенных вами примеров:
-
Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
- ГП: Он мучительно старался вспомнить
- ПП1: как же выглядели эти места раньше
- ПП2: чтобы сориентироваться
Схема: ГП (ПП1, ПП2)
-
Они говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
- ГП: Они говорили
- ПП1: что надо переносить кибитки к Бек-Ташу
- ПП2: когда кончат туннель
Схема: ГП (ПП1 (ПП2))
-
Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
- ГП: Артемьев подтвердил
- ПП1: что ведущий хирург медсанбата всё тот же
- ПП2: что был при Серпилине
Схема: ГП (ПП1 (ПП2))
-
Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
- ГП: он прошёл в свою комнату
- ПП1: что нужно было
- ПП2: в которой сидел князь Гальцин
Схема: ГП (ПП1, ПП2)
-
Мы рассчитали, что если пойдём по тропе, то выйдем на реку Найну к корейцам.
- ГП: Мы рассчитали
- ПП1: что выйдем на реку Найну к корейцам
- ПП2: если пойдём по тропе
Схема: ГП (ПП1 (ПП2))
-
И, конечно, они не заметили, что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение, которое мысленно декламировал Байрон.
- ГП: они не заметили
- ПП1: что напечатано стихотворение
- ПП2: которое декламировал Байрон
Схема: ГП (ПП1 (ПП2))
-
А старушка всё говорила и говорила о своём счастье, и, хотя слова её были привычными, у внука от них вдруг сладко защемило сердце, словно всё услышанное происходило с ним.
- ГП: старушка всё говорила и говорила о своём счастье
- ПП1: хотя слова её были привычными
- ПП2: словно всё услышанное происходило с ним
Схема: ГП (ПП1, ПП2)
-
Елена размечталась до того, что, когда услыхала звонок в дверь, не сразу поняла, что происходит.
- ГП: Елена размечталась до того
- ПП1: что не сразу поняла, что происходит
- ПП2: когда услыхала звонок в дверь
Схема: ГП (ПП1 (ПП2))
-
По ночам к реке подвозили лес, и, когда белый туман окутывал берега, все восемь рот настилали доски на обломки мостов.
- ГП: По ночам к реке подвозили лес
- ПП1: когда белый туман окутывал берега
- ПП2: что все восемь рот настилали доски на обломки мостов
Схема: ГП (ПП1, ПП2)
-
Говорят, что доброта лечит от одиночества, и, когда я поселился в деревне, мне представилась возможность убедиться в этом.
- ГП: Говорят, что доброта лечит от одиночества
- ПП1: когда я поселился в деревне
- ПП2: что мне представилась возможность убедиться в этом
Схема: ГП (ПП1, ПП2)
-
Через несколько часов Иван обессилел и, когда понял, что с бумагами ему не совладать, тихо и горько заплакал.
- ГП: Иван обессилел
- ПП1: когда понял, что с бумагами ему не совладать
Схема: ГП (ПП1)
В каждой схеме мы видим, как главные и придаточные предложения связаны между собой. Это помогает понять структуру сложноподчинённого предложения и его смысл.