Сравните два примера из энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык». Прочитайте их. 1) Дженни туфлю потеряла, Долго плакала, искала. Мельник туфельку нашёл И на мельнице смолол. 2) Ехали медведи. Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. Муха, Муха- Цокотуха, позолоченное брюхо! Как нашего Мирона на носу сидит ворона. У меня зазвонил телефон. Маленькие дети! Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!»
Можно ли сказать, что в первом примере приведён текст? Какие признаки текста вы назовёте? А второй пример? Какие признаки текста здесь нарушены? Назовите их.
Русский язык 3 класс Текст и его признаки признаки текста сравнение примеров русский язык детская энциклопедия текстовые фрагменты анализ текста литературные примеры структура текста особенности текста элементы текста
Давайте внимательно рассмотрим оба примера и определим, являются ли они текстами, а также какие признаки текста в них присутствуют или нарушены.
Первый пример:
«Дженни туфлю потеряла, Долго плакала, искала. Мельник туфельку нашёл И на мельнице смолол.»
В этом примере можно сказать, что это текст. Чтобы определить, является ли фрагмент текстом, нужно обратить внимание на несколько признаков:
Таким образом, первый пример соответствует всем этим признакам и является текстом.
Второй пример:
«Ехали медведи. Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. Муха, Муха- Цокотуха, позолоченное брюхо! Как нашего Мирона на носу сидит ворона. У меня зазвонил телефон. Маленькие дети! Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!»
Теперь давайте проанализируем второй пример. Он также содержит несколько предложений, но здесь есть признаки, которые могут указывать на то, что это не совсем текст:
В результате, второй пример содержит много интересных образов, но не является текстом в полном смысле, так как нарушены признаки смысловой целостности и связности.
Таким образом, первый пример можно считать текстом, а второй – нет, из-за отсутствия логической последовательности и смысловой целостности.