Разбор предложений по членам предложения – это важный этап в изучении русского языка. Давайте рассмотрим, как это сделать на примере ваших предложений.
Для начала, вспомним, что члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены – это подлежащее и сказуемое, а второстепенные – это дополнения, обстоятельства и определения.
- Школьники готовят ко дню космонавтики выставки, рисунки, макеты, коллекции и марки на космическую тему.
- Подлежащее: "Школьники" – кто выполняет действие.
- Сказуемое: "готовят" – что делают школьники.
- Дополнения: "выставки, рисунки, макеты, коллекции и марки" – что готовят школьники.
- Обстоятельство: "ко дню космонавтики" – когда готовят.
- Определение: "на космическую тему" – какое именно, уточняющее дополнение к "марки".
- Лес сбросил уж листву.
- Подлежащее: "Лес" – кто выполняет действие.
- Сказуемое: "сбросил" – что сделал лес.
- Дополнение: "листву" – что сбросил лес.
- Грибы вырасли возле моей заветной тропинки.
- Подлежащее: "Грибы" – кто выполняет действие.
- Сказуемое: "вырасли" – что сделали грибы.
- Обстоятельство: "возле моей заветной тропинки" – где вырасли грибы.
- Гром грохочет, перекатывается, ворчит, рокочит, встряхивает землю.
- Подлежащее: "Гром" – кто выполняет действие.
- Сказуемое: "грохочет, перекатывается, ворчит, рокочит, встряхивает" – что делает гром (много действий).
- Дополнение: "землю" – что встряхивает гром.
Теперь вы видите, как разбираются предложения по членам. Главное – определить, кто и что делает, а затем уточнить, какие дополнения и обстоятельства помогают понять действие более подробно.