Давайте разберем каждое из предложений и выделим в них грамматические явления. Я объясню их по порядку.
-
Он обнял Альку и прижал к себе.
- В этом предложении мы видим два глагола: "обнял" и "прижал". Это односоставное сложное предложение, соединенное союзом "и".
- Глаголы стоят в прошедшем времени, что указывает на завершенность действия.
- Слово "Альку" является прямым дополнением, а "к себе" - обстоятельством места.
-
Чего же дерево губить?
- Это вопросительное предложение. Здесь используется инфинитив "губить", который выражает действие.
- Слово "дерево" выступает в роли подлежащего, а "чего" - в роли дополнения, что делает предложение риторическим.
-
Правда, срубят?
- Это тоже вопросительное предложение, в котором используется существительное "правда" в роли вводного слова, выражающего сомнение или удивление.
- Глагол "срубят" стоит в будущем времени и является сказуемым.
-
Почему? - спросил Алька, с беспокойством глядя на незванного гостя.
- Это сложносочиненное предложение, состоящее из вопросительного предложения "Почему?" и основного предложения "спросил Алька...".
- Глагол "спросил" также стоит в прошедшем времени, а "глядя" - деепричастие, которое указывает на дополнительное действие.
- Слово "незванного" является определением к слову "гостя".
-
- Хватай и двигай вперед, - ухмыляясь, велел парень.
- Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух частей, соединенных союзом "и".
- Глаголы "хватай" и "двигай" стоят в повелительном наклонении, что указывает на приказ.
- Деепричастие "ухмыляясь" показывает, что действие происходит одновременно с основной мыслью.
-
А что, Матвей Сергеевич, - все еще улыбаясь, начал парень, - трудовое воспитание.
- Это сложное предложение с вводными словами "А что, Матвей Сергеевич," и "все еще улыбаясь".
- Глагол "начал" стоит в прошедшем времени, а "трудовое воспитание" является дополнением к сказуемому.
- Деепричастие "улыбаясь" указывает на то, что действие происходит одновременно с началом речи.
Таким образом, каждое предложение демонстрирует различные грамматические явления, такие как использование глаголов в разных временах и наклонениях, наличие вводных слов и деепричастий, а также структуру сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.