Давайте разберем каждое предложение, расставим знаки препинания и поменяем местами части сложносочиненных предложений.
-
Мой товарищ задумался, и некоторое время мы ехали в молчании (В. Короченка).
Замена местами: Некоторое время мы ехали в молчании, и мой товарищ задумался.
-
Пегом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела (Паустовский).
Замена местами: Только морская даль все так же монотонно, негромко шумела, и пегом все стихло.
-
Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно (Толстой).
Замена местами: Мальчик тоже учился недурно, и дочь училась дома и росла хорошо.
-
Тико плескалась струйка воды, да где-то вскрикивала ночная птица, да в Мустах шевелилось что-то белое (В. Короленко).
Замена местами: Где-то вскрикивала ночная птица, да в Мустах шевелилось что-то белое, да Тико плескалась струйка воды.
-
Дед рассердился, и от удара и чашки хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом и треском попадали на пол (Ф. Гледков).
Замена местами: От удара и чашки хлеб и солонка подпрыгнули, и дед рассердился, и с грохотом и треском попадали на пол.
-
Забурлила под кормой вода, и матрос повко поймал брошенный ему с борта канат (В. Коверин).
Замена местами: Матрос повко поймал брошенный ему с борта канат, и забурлила под кормой вода.
-
С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке, и в молодом березняке грибами пахнет и листвою.
Замена местами: В молодом березняке грибами пахнет и листвою, и с зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке.
Теперь рассмотрим, в каких предложениях замена местами невозможна:
- Дед рассердился, и от удара и чашки хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом и треском попадали на пол. - Здесь замена невозможна, так как первая часть (дед рассердился) является причиной, а вторая часть (подпрыгнули и попали на пол) - следствием. Изменение порядка нарушит смысл.
- С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке, и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. - В этом предложении также замена невозможна, поскольку обе части описывают разные действия, которые происходят одновременно, и их порядок важен для понимания.