Давайте охарактеризуем предложенные предложения с различными видами синтаксической связи и объясним постановку знаков препинания. Мы рассмотрим, какие типы связи используются в каждом из предложений и как это влияет на знаки препинания.
1. Ветер сбивая сухие ветки и сучья гонит низкие облака, а с них срываются мелкие дождинки; все кругом кажется тусклым, унылым, печальным.
- Виды связи: Здесь используется сочинительная связь (между частями "ветер... гонит" и "а с них срываются"). Также присутствует подчинительная связь в части "сбивая сухие ветки и сучья", которая поясняет, как ветер гонит облака.
- Пунктуация: Запятая перед "а" отделяет части сложносочиненного предложения. Точка с запятой перед "все кругом кажется" разделяет два самостоятельных предложения.
2. Ствол дерева служит ему две службы: он несет на себе сучья с ветвями, листьями и плодами, и в то же время он проводит к ним пищу из земли.
- Виды связи: Здесь также сочинительная связь ("он несет... и он проводит"). Подчинительная связь выражена через уточняющую конструкцию "две службы".
- Пунктуация: Двоеточие перед "он несет" указывает на объяснение, что именно служит ствол дерева. Запятая перед "и" не ставится, так как соединяются однородные члены.
3. Прячется солнце, наступают сумерки; мы сидим у камина и понимаем, что долгие зимние месяцы внесут свой распорядок в нашу жизнь, и только весной мы будем вспоминать это время.
- Виды связи: Сочинительная связь между "прячется солнце" и "наступают сумерки". Подчинительная связь в части "что долгие зимние месяцы...".
- Пунктуация: Запятая перед "наступают" отделяет части сложносочиненного предложения. Точка с запятой перед "мы сидим" разделяет два самостоятельных предложения.
4. Лошади были уже заложены, колокольчик по временам звенел под дугою, и лакей уже два раза подходил к Печорину с докладом, что все готово, а Максим Максимыч еще не являлся.
- Виды связи: Сочинительная связь ("Лошади были... и лакей подходил"). Подчинительная связь в части "что все готово".
- Пунктуация: Запятые разделяют однородные члены и части сложносочиненного предложения. Запятая перед "а" отделяет части сложносочиненного предложения.
5. Дорога опасная: направо висели над нашими головами груды снега, которые при первом порыве ветра готовы были упасть в ущелье; на узкой дороге снег под действием солнечных лучей и ночных морозов превратился в лед, так что с трудом мы сами пробирались.
- Виды связи: Подчинительная связь в части "которые при первом порыве ветра". Сочинительная связь между "дорога опасная" и "на узкой дороге снег...".
- Пунктуация: Двоеточие перед "направо" указывает на пояснение. Точка с запятой разделяет два сложносочиненных предложения.
6. Холм, на котором я находился, спускался почти опасным обрывом; его громадные очертания отделялись от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька.
- Виды связи: Подчинительная связь в части "на котором я находился". Сочинительная связь между "очертания отделялись" и "горели и дымились".
- Пунктуация: Запятые выделяют пояснительное определение. Точка с запятой разделяет два сложносочиненных предложения.
7. Солнце село, но в лесу еще светло, и воздух так прозрачен и чист, что малейший шорох слышен; птицы щебечут: вечер одарил их теплом и благодатью.
- Виды связи: Сочинительная связь между "Солнце село" и "в лесу светло". Подчинительная связь в части "что малейший шорох слышен".
- Пунктуация: Запятая перед "но" отделяет части сложносочиненного предложения. Точка с запятой отделяет два самостоятельных предложения.
8. Крот живет под землей и очень редко показывается на поверхности, но нам повезло, мы его увидели.
- Виды связи: Сочинительная связь между "Крот живет" и "но нам повезло".
- Пунктуация: Запятая перед "но" отделяет части сложносочиненного предложения. Запятая перед "мы его увидели" не ставится, так как это продолжение мысли.
9. На широком мосту с покосившимися перилами мальчишки замерли; вся широкая река до краев была заполнена бревнами, которые были связаны в длинные плоты, а на них приплясывали в резиновых сапогах сплавщики.
- Виды связи: Подчинительная связь в части "которые были связаны". Сочинительная связь между "река была заполнена" и "а на них приплясывали".
- Пунктуация: Точка с запятой разделяет два самостоятельных предложения. Запятая перед "которые" выделяет придаточное предложение.
10. Татьяна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы.
- Виды связи: Подчинительная связь в части "что больная хочет уснуть". Сочинительная связь между "Татьяна подала знак" и "все вышли".
- Пунктуация: Запятая перед "что" отделяет главное предложение от придаточного. Запятая перед "и" не ставится, так как соединяются однородные члены.
Таким образом, в каждом предложении используются различные виды синтаксической связи, что влияет на постановку знаков препинания. Понимание этих связей помогает правильно интерпретировать текст и грамотно оформлять свои мысли.