При работе с детьми, страдающими дизартрией, артикуляционная гимнастика играет ключевую роль в коррекции речевых нарушений. Важно понимать, что каждый из указанных аспектов гимнастики имеет свою значимость и направлен на развитие различных функций артикуляционного аппарата. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее:
- Отграничение движений языка и нижней челюсти: Это необходимо для того, чтобы ребенок научился контролировать движения своего языка и челюсти. Важно, чтобы он мог изолированно выполнять движения, что поможет ему лучше произносить звуки. Для этого можно использовать упражнения, которые требуют от ребенка движения только языком или только челюстью.
- Активизация кончика языка: Кончик языка играет важную роль в произнесении многих звуков. Упражнения должны быть направлены на его активизацию, чтобы ребенок научился управлять им. Это могут быть такие упражнения, как поднятие кончика языка к верхнему небу или его движение вперед и назад.
- Развитие тонких и дифференцированных движений языка: Тонкие движения языка необходимы для точного произнесения звуков. Упражнения могут включать в себя различные артикуляционные движения, которые помогут развить координацию и точность. Это могут быть игры с языком, например, «поиграй с языком», где ребенок должен выполнять разные движения, имитируя звуки.
- Развитие амплитуды движений: Амплитуда движений языка также важна для четкости произношения. Упражнения должны включать в себя как большие, так и маленькие движения, чтобы ребенок мог развивать гибкость и подвижность языка. Это может быть, например, поднятие языка вверх и вниз, а также его вытягивание в стороны.
Каждый из этих аспектов артикуляционной гимнастики является важным элементом в процессе коррекции речевых нарушений у детей с дизартрией. Правильное сочетание и последовательность этих упражнений помогут ребенку улучшить свою речь и развить необходимые навыки для более четкого произнесения звуков.