В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ),вариант 5.1 предназначен для детей с определенными нарушениями речи. Давайте подробнее рассмотрим, какие именно нарушения речи попадают под этот вариант и как они классифицируются.
1. Фонетико-фонематическое и фонетическое недоразвитие речи:- Дислалия: Это нарушение, при котором дети неправильно произносят звуки, что может проявляться в их замене, искажении или пропуске.
- Легкая степень дизартрии: Дети с этим нарушением имеют проблемы с артикуляцией, которые могут быть связаны с нарушением моторики речевого аппарата.
- Заикание: Это расстройство речи, которое проявляется в повторении или задержке звуков, слогов или слов.
- Ринолалия: Это нарушение речи, связанное с неправильным звучанием, которое возникает из-за проблем с носовым дыханием.
2. Дети с уровнями речевого развития II и III (по Р.Е. Левиной):- Алалия: Это отсутствие или недостаточное развитие речи, которое может быть связано с различными факторами, включая неврологические.
- Афазия: Это потеря или нарушение речи, возникающее после повреждения мозга.
- Дизартрия: Это расстройство, при котором нарушается произношение и четкость речи из-за проблем с мышцами, участвующими в артикуляции.
- Ринолалия и заикание: Эти нарушения также рассматриваются в рамках данного варианта.
- Дети с нарушениями чтения и письма, которые могут быть связаны с вышеуказанными расстройствами.
3. Дети без общего недоразвития речи:- Дети, имеющие тяжелую степень выраженности заикания, также обучаются по данному варианту.
4. Дети с общим недоразвитием речи III - IV уровней:- Эти уровни выделяются по классификации Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой и предполагают наличие более серьезных нарушений в речевом развитии.
Таким образом, вариант 5.1 ФГОС НОО ОВЗ охватывает широкий спектр речевых нарушений, что позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку и создать условия для его успешного обучения и социализации.