К категории детей с задержкой психического развития относятся:
- Дети с психофизическими отклонениями, которые имеют различные уровни выраженности этих отклонений. У таких детей наблюдаются расстройства как коммуникативной функции, так и обобщающей (познавательной) функции речи. Это может проявляться в трудностях в общении и понимании языка.
- Дети с стойким, необратимым нарушением психического развития, прежде всего, интеллектуального. Эти нарушения возникают на ранних этапах онтогенеза и могут быть связаны с органической недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). Это означает, что такие дети могут иметь низкий уровень интеллекта и другие когнитивные нарушения.
- Дети со стойкими нервно-психическими расстройствами, такими как астенические, церебрастенические, невротические и неврозоподобные расстройства. Эти состояния могут значительно нарушать интеллектуальную работоспособность ребенка, затрудняя его обучение и адаптацию в обществе.
- Дети с нарушенным развитием средств коммуникации и социальных навыков. У таких детей возникают проблемы в установлении активных взаимоотношений с окружающей средой, что может приводить к стереотипному поведению и стремлению к сохранению постоянства в окружающем.
Таким образом, дети с задержкой психического развития представляют собой разнообразную категорию, включающую в себя детей с различными психофизическими отклонениями и нарушениями, которые требуют особого внимания и подхода в образовательной среде.