Педагогический мониторинг — это процесс систематического сбора, анализа и интерпретации информации о состоянии образовательной среды и результатах образовательного процесса. С. Е. Шишов и В. А. Кальней выделяют несколько видов педагогического мониторинга в зависимости от используемого инструментария. Давайте рассмотрим их подробнее:
- Локальный, выборочный, сплошной:
- Локальный мониторинг — проводится в пределах одного образовательного учреждения или его подразделения. Он направлен на выявление особенностей и проблем конкретного учебного процесса.
- Выборочный мониторинг — охватывает не всех участников образовательного процесса, а только определенную выборку. Это позволяет сократить ресурсы и время на проведение мониторинга.
- Сплошной мониторинг — предполагает охват всех участников образовательного процесса, что позволяет получить наиболее полную картину.
- Разовый, периодический, систематический:
- Разовый мониторинг — проводится однократно для получения определенной информации в конкретный момент времени.
- Периодический мониторинг — осуществляется через определенные промежутки времени, что позволяет отслеживать динамику изменений.
- Систематический мониторинг — проводится на постоянной основе, что обеспечивает непрерывное наблюдение за процессами и результатами.
- Стратегический, тактический, оперативный:
- Стратегический мониторинг — нацелен на долгосрочные цели и задачи, например, оценка эффективности образовательной политики.
- Тактический мониторинг — направлен на среднесрочные цели, такие как корректировка образовательных программ.
- Оперативный мониторинг — используется для быстрого реагирования на текущие ситуации и проблемы.
- Стандартизированный, нестандартизированный, матричный:
- Стандартизированный мониторинг — использует единые методы и инструменты для сбора и анализа данных, что позволяет сравнивать результаты между различными объектами.
- Нестандартизированный мониторинг — предполагает использование уникальных, адаптированных к конкретной ситуации методов и инструментов.
- Матричный мониторинг — сочетает в себе элементы стандартизированного и нестандартизированного подходов, что позволяет гибко адаптироваться к различным условиям.
Каждый из этих видов мониторинга имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и задач образовательного процесса, а также от возможностей образовательного учреждения.