Давайте разберем каждое из предложений и выявим фигуры речи, которые в них использованы, а также их характеристики и цели, которые могли преследовать авторы.
-
Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются какое счастье тут?.. (Н. Некрасов)
- Метонимия - использование слова "шилом" вместо "бритья". Это подчеркивает суровые условия жизни солдат.
- Параллелизм - повторение структуры "солдаты ...". Это создает ритм и усиливает эмоциональную нагрузку.
- Ирония - "какое счастье тут?" выражает противоположное значение, подчеркивая тяжелую судьбу солдат.
-
И полусонным стрелкам лень ворочаться на циферблате, и дольше века длится день, и не кончается объятье. (Б. Пастернак)
- Олицетворение - "день длится", "объятье не кончается". Это придаёт времени человеческие качества, создавая ощущение вечности.
- Гипербола - "дольше века". Это усиливает чувство бесконечности времени.
-
Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? (С. Есенин)
- Вопрос риторический - "что вы храните?". Это создает интригу и вовлекает читателя в размышления.
- Эпитеты - "ясные", "высокие". Они усиливают образ звезд, придавая им определённые качества.
-
Это круто налившийся свист, это — щёлканье сдавленных льдинок, это — ночь, леденящая лист, это двух соловьёв поединок... (Б. Пастернак)
- Сравнение - "это ... как ...". Сравнения создают яркие образы и помогают читателю представить описываемое.
- Перечисление - "это ... это ...". Это создает динамику и усиливает впечатление от описания.
-
Вышел месяц тёмной ночью, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (А. Неверов)
- Олицетворение - "месяц глядит". Это придаёт луне человеческие качества, создавая атмосферу одиночества.
- Контраст - "поля пустынные" и "деревни дальние, близкие". Это создает ощущение пространства и глубины.
-
...Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц)
- Антитеза - "не сломлюсь, не дрогну". Это подчеркивает силу и решимость говорящего.
- Повторение - "не...". Это создает ритм и усиливает эмоциональную нагрузку.
-
Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. (М. Лермонтов)
- Сравнение - "как ангел", "как демон". Это создает контраст между красотой и коварством.
- Антитеза - "прекрасна" и "коварна". Это подчеркивает двойственность характера описываемого объекта.
-
...Лишь изредка иной шепнёт: «Вот закипит, вот тотчас загорится!» Не тут-то: море не горит. (И. Крылов)
- Ирония - "море не горит". Это подчеркивает абсурдность ожиданий.
- Прямое обращение - "иной шепнёт". Это создает эффект непосредственного общения с читателем.
-
Во всех окнах любопытные, на крышах мальчишки. (А.Н. Толстой)
- Синтаксический параллелизм - "в окнах", "на крышах". Это создает ритм и подчеркивает активность наблюдателей.
- Эпитеты - "любопытные". Это придает образу наблюдателей характер.
-
Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса... (А. Пушкин)
- Обращение - "простите". Это создает атмосферу личного обращения и эмоциональной связи с природой.
- Перечисление - "долины", "гор", "леса". Это подчеркивает разнообразие природы и её красоту.
Таким образом, авторы используют различные стилистические приемы для создания ярких образов, передачи эмоций и усиления выразительности текста. Эти фигуры речи помогают читателю глубже понять настроение и идеи произведений.