1) Весной степь как зелёное море. 2) А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым. 3) Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. 4) Ковыли клонятся, стелются, шелестят. 5) А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. 6) А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.
7) На восходе ковыли словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает. 8) В полдень она как огромное стадо курчавых овец: овцы жмутся одна к другой, дробно топочут и нескончаемо текут и текут к краю земли.
9) Но чудо чудное − степь на закате! 10) Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. 11) И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки. 12) Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем. 13) Хороша степь и днём, и ночью! (По Н. Сладкову)
В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
В2. Среди предложений 1−5 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 3–6 найдите простое нераспространенное. Укажите его номер.
В4. Из предложения 8 выпишите возвратный глагол.
В5. Укажите способ образования слова всплывет (предложение 12).
В6. Среди предложений 1–10 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его номер.
В7. Из предложений 1–5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
В8. Выпишите словосочетание (предложение 6),построенное на основе примыкания.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
Русский язык6 классАнализ текстаосновная мысль текстасравнительный оборотпростое нераспространенноевозвратный глаголспособ образования словасложноподчиненное предложениечередующаяся безударная гласнаяпримыканиеграмматическая основа предложения
В1. Основная мысль текста отражена в предложении номер 13: "Хороша степь и днём, и ночью!"
В2. Предложение со сравнительным оборотом среди 1−5: номер 1: "Весной степь как зелёное море."
В3. Простое нераспространенное предложение среди 3–6: номер 4: "Ковыли клонятся, стелются, шелестят."
В4. Возвратный глагол из предложения 8: "жмутся."
В5. Слово "всплывёт" образовано способом суффиксации (суффикс -ёт). Это форма глагола "всплыть".
В6. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени: номер 11: "И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки."
В7. Слова с чередующейся безударной гласной в корне из предложений 1–5: "клонятся", "стелются", "шелестят".
В8. Словосочетание, построенное на основе примыкания из предложения 6: "по ней метёт".
В9. Грамматическая основа предложения 7: "ковыли трепещут, дробятся, поблёскивают."