1) Весной степь как зелёное море. 2) А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым. 3) Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. 4) Ковыли клонятся, стелются, шелестят. 5) А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. 6) А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.
7) На восходе ковыли словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает. 8) В полдень она как огромное стадо курчавых овец: овцы жмутся одна к другой, дробно топочут и нескончаемо текут и текут к краю земли.
9) Но чудо чудное − степь на закате! 10) Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. 11) И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки. 12) Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем. 13) Хороша степь и днём, и ночью! (По Н. Сладкову)
В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
В2. Среди предложений 1−5 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 3–6 найдите простое нераспространенное. Укажите его номер.
В4. Из предложения 8 выпишите возвратный глагол.
В5. Укажите способ образования слова всплывет (предложение 12).
В6. Среди предложений 1–10 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его номер.
В7. Из предложений 1–5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
В8. Выпишите словосочетание (предложение 6), построенное на основе примыкания.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
Русский язык 6 класс Анализ текста основная мысль текста сравнительный оборот простое нераспространенное возвратный глагол способ образования слова сложноподчиненное предложение чередующаяся безударная гласная примыкание грамматическая основа предложения Новый
В1. Основная мысль текста отражена в предложении номер 13: "Хороша степь и днём, и ночью!"
В2. Предложение со сравнительным оборотом среди 1−5: номер 1: "Весной степь как зелёное море."
В3. Простое нераспространенное предложение среди 3–6: номер 4: "Ковыли клонятся, стелются, шелестят."
В4. Возвратный глагол из предложения 8: "жмутся."
В5. Слово "всплывёт" образовано способом суффиксации (суффикс -ёт). Это форма глагола "всплыть".
В6. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени: номер 11: "И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки."
В7. Слова с чередующейся безударной гласной в корне из предложений 1–5: "клонятся", "стелются", "шелестят".
В8. Словосочетание, построенное на основе примыкания из предложения 6: "по ней метёт".
В9. Грамматическая основа предложения 7: "ковыли трепещут, дробятся, поблёскивают."