Осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом. «Слово о хлебе» 1. Хлеб… Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. Разве что слово “земля”. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка… Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток. “Хлеб - всему голова”, - гласит старинная народная мудрость. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 1. Определим роль заглавия в тексте. 2. Определите тему текста 3. В каких строках абзаца мы можем определить главную мысль текста? 4.Тип текста (повествование, описание, рассуждение) 5. Стиль речи рассказа (разговорный, научный, художественный, официально-деловой, публицистический) 6. Хлеб –имя существительное. Однозначное или многозначное? Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Докажите. Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб». Почему эти слова синонимы? 7.Составьте план текста 8. Выпишите пословицы, поговорки и выражения из текста и объясните их. Какой вывод можно сделать из этих пословиц, поговорок и выражений?
Русский язык 6 класс Работа с текстом русский язык 6 класс осмысленное чтение текста комплексная работа с текстом тема текста главная мысль текста тип текста стиль речи многозначные слова синонимы слова хлеб план текста пословицы и поговорки вывод из пословиц Новый
Давайте подробно разберем текст «Слово о хлебе» и выполним комплексную работу с ним, следуя вашим вопросам.
1. Определим роль заглавия в тексте.Заглавие «Слово о хлебе» указывает на основную тему текста – хлеб как важный элемент жизни и культуры. Оно привлекает внимание к значимости хлеба в жизни человека, подчеркивая его символическое значение.
2. Определите тему текста.Тема текста – значение хлеба в жизни человека, его культурная и символическая роль, а также уважение к труду людей, которые его производят.
3. В каких строках абзаца мы можем определить главную мысль текста?Главная мысль текста выражена в строках: «Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь» и «Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб». Эти фразы подчеркивают важность хлеба и уважение к тем, кто его производит.
4. Тип текста (повествование, описание, рассуждение).Тип текста – рассуждение. Автор делится своими размышлениями о значении хлеба, приводит примеры и пословицы, чтобы обосновать свою точку зрения.
5. Стиль речи рассказа (разговорный, научный, художественный, официально-деловой, публицистический).Стиль речи текста – публицистический. Он сочетает в себе элементы художественного описания и рассуждения, направлен на привлечение внимания к социальной теме.
6. Хлеб – имя существительное. Однозначное или многозначное? Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Докажите. Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб». Почему эти слова синонимы?Слово «хлеб» является многозначным. Оно может означать как продукт питания, так и символ достатка и жизни. Например, в выражении «заработать на хлеб» подразумевается не только сам хлеб, но и все необходимое для жизни.
Синонимы к слову «хлеб» в тексте: «батон», «кирпичик теплого хлеба». Эти слова являются синонимами, так как обозначают разные формы хлеба, но все они относятся к одному и тому же продукту питания.
7. Составьте план текста.Пословицы и выражения из текста:
Вывод из этих пословиц: хлеб является символом жизни и достатка, к нему нужно относиться с уважением и бережливостью.