Тема: Квадрат и его свойства
Цель урока: познакомить учащихся с геометрической фигурой «квадрат» и её свойствами.
Задачи урока:
- дать определение квадрата;
- рассмотреть свойства квадрата;
- научить распознавать квадрат среди других геометрических фигур;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать интерес к изучению математики.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
Учитель задаёт вопросы по пройденному материалу:
- Какие геометрические фигуры вы знаете?
- Что такое прямоугольник?
- Как найти периметр прямоугольника?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
III. Изучение нового материала
- Учитель показывает учащимся картинку с изображением квадрата и спрашивает, что это за фигура. Учащиеся высказывают свои предположения.
- Учитель даёт определение квадрата: «Квадрат — это четырёхугольник, у которого все стороны равны».
- Учитель предлагает учащимся рассмотреть свойства квадрата:
- Все углы квадрата прямые. Это значит, что каждый угол квадрата равен 90°.
- Диагонали квадрата равны. Это значит, что длина каждой диагонали квадрата одинакова.
- Диагональ квадрата делит его на два равных треугольника. Это значит, что если провести диагональ в квадрате, то получится два одинаковых треугольника.
- Учитель демонстрирует учащимся, как можно построить квадрат с помощью линейки и карандаша. Для этого нужно:
- Начертить отрезок произвольной длины. Это будет одна из сторон квадрата.
- Измерить длину отрезка линейкой.
- Отложить этот же отрезок от конца первого отрезка вправо и вверх. Получится ещё две стороны квадрата.
- Соединить концы отрезков прямыми линиями. Получится квадрат.
- Учитель просит учащихся назвать предметы, которые имеют форму квадрата. Учащиеся называют предметы: книга, окно, дверь, телевизор и т. д.
- Учитель раздаёт учащимся карточки с заданием: «Нарисуй квадрат со стороной 5 см». Учащиеся выполняют задание.
- Учитель задаёт вопрос: «Как найти периметр квадрата?» Учащиеся отвечают: «Нужно сложить длины всех сторон квадрата».
- Учитель объясняет, что периметр квадрата можно найти по формуле: P = 4 * a, где а — сторона квадрата.
- Учитель приводит пример: «Если сторона квадрата равна 5 см, то его периметр будет равен: Р = 4 * 5 = 20 см».
IV. Закрепление изученного материала
Учитель предлагает учащимся выполнить следующие задания:
- Нарисуй квадрат, сторона которого равна 6 см. Найди периметр этого квадрата.
- Найди периметр квадрата, если его сторона равна 7 см.
- Сравни периметры двух квадратов, стороны которых равны 5 см и 8 см. Какой квадрат имеет больший периметр?
V. Подведение итогов урока
Учитель подводит итоги урока и задаёт вопросы:
- С какой новой геометрической фигурой мы сегодня познакомились?
- Какими свойствами обладает квадрат?
- Чему равен периметр квадрата?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
VI. Домашнее задание
Нарисовать квадрат со стороной 10 см. Найти периметр этого квадрата.