Тема: «Таблица Менделеева» Цель урока: познакомить учащихся с понятием «химический элемент» и его обозначением; дать представление о таблице химических элементов Д. И. Менделеева как универсальном инструменте для работы с информацией о химических элементах. Задачи урока: сформировать представление о периодической системе химических элементов как графическом отображении таблицы Менделеева; научить находить информацию об элементе по его положению в таблице; развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Ход урока 1. Введение в тему. Учитель задаёт вопрос: «Что такое химический элемент?» и выслушивает ответы учеников. Затем учитель даёт определение химического элемента и объясняет, что каждый элемент имеет своё обозначение — химический символ. 2. Знакомство с таблицей Менделеева. Учитель показывает таблицу Менделеева и рассказывает, что это универсальный инструмент для работы с химическими элементами. В таблице элементы расположены в порядке возрастания их атомного номера. Учитель объясняет, что атомный номер — это число протонов в ядре атома элемента. 3. Изучение структуры таблицы. Учитель обращает внимание на группы элементов и периоды. Он объясняет, что группы объединяют элементы с похожими свойствами, а периоды — элементы с одинаковым числом электронных оболочек. 4. Работа с таблицей. Учитель предлагает ученикам найти информацию о каком-либо элементе, например, о кислороде. Ученики находят элемент в таблице и читают его характеристику. Они узнают, что кислород — это газ без цвета и запаха, который необходим для дыхания живых организмов. 5. Закрепление материала. Ученики отвечают на вопросы учителя: Что такое химический элемент? Как обозначается химический элемент? Где можно найти информацию об элементе? 6. Домашнее задание. Учащимся предлагается выполнить задание на закрепление материала. Например, найти в таблице Менделеева элемент, название которого начинается на букву «А», и записать его символ и атомный номер. 7. Подведение итогов. Учитель подводит итоги урока и отмечает, что таблица Менделеева — это важный инструмент для изучения химии. Она позволяет быстро находить информацию о любом химическом элементе и помогает понять, как устроены вещества. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приёмы обучения, такие как беседа, демонстрация, работа с учебником, самостоятельная работа и т. д. Важно, чтобы учащиеся активно участвовали в процессе обучения и получали удовольствие от урока. Пример задания на закрепление материала: Найдите в таблице Менделеева элемент с атомным номером 12 и запишите его символ, русское и латинское название. Ответ: магний (Mg), магний (Magnesium). Это задание направлено на проверку понимания учащимися структуры таблицы Менделеева и умения находить информацию об элементах по их положению в таблице.