Конфликт взглядов Базарова и Кирсанова на искусство и природу В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» центральное место занимает конфликт между двумя героями — Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Этот конфликт затрагивает не только личные отношения героев, но и их взгляды на жизнь, общество, искусство и природу. Базаров представляет собой нового героя своего времени — нигилиста, отрицающего все традиционные ценности и авторитеты. Он считает, что искусство бесполезно и бессмысленно, а природа — это просто объект для изучения и использования человеком. Кирсанов же, напротив, является представителем старого поколения, которое ценит искусство, красоту и гармонию природы. Конфликт в отношении искусства Одним из ключевых моментов конфликта между Базаровым и Кирсановым является их отношение к искусству. Базаров считает, что искусство — это всего лишь развлечение для богатых и праздных людей, которые не могут найти себе более полезное занятие. Он говорит: «Рафаэль гроша медного не стоит». Для него искусство не имеет никакой практической пользы и не может быть источником вдохновения или развития личности. Кирсанов, напротив, считает искусство важной частью жизни человека. Он восхищается красотой и гармонией природы, а также произведениями искусства, которые вызывают у него глубокие чувства и эмоции. Он видит в искусстве источник вдохновения и развития души. Этот конфликт проявляется в различных ситуациях романа. Например, когда Базаров и Кирсанов обсуждают музыку, Базаров говорит, что она ему не нравится, потому что он не видит в ней смысла. Кирсанов же пытается объяснить ему, что музыка может вызывать глубокие чувства и переживания. Конфликт в отношении природы Ещё одним аспектом конфликта между Базаровым и Кирсановым является их отношение к природе. Базаров рассматривает природу как объект для изучения и использования. Он говорит, что человек должен покорять природу и использовать её ресурсы для своих целей. Кирсанов, наоборот, видит в природе источник красоты и гармонии. Он любит гулять по лесу и наслаждаться его тишиной и спокойствием. Конфликт в этом вопросе проявляется, например, когда Базаров предлагает Кирсанову поехать в город вместо того, чтобы гулять по лесу. Кирсанов отказывается, говоря, что ему нравится проводить время на природе. Таким образом, конфликт между Базаровым и Кирсановым отражает столкновение двух мировоззрений — нового и старого. Базаров представляет новое поколение, которое стремится к прогрессу и развитию, отвергая всё традиционное и устаревшее. Кирсанов же является представителем старого мира, который ценит красоту, гармонию и традиции. Однако этот конфликт не является абсолютным. В конце романа Базаров начинает сомневаться в своих убеждениях и признаёт, что есть вещи, которые невозможно объяснить с точки зрения науки. Это свидетельствует о том, что даже самые радикальные идеи могут быть подвергнуты сомнению и пересмотру. Вопросы: 1. Как Базаров относится к искусству? 2. Почему Кирсанов считает искусство важным? 3. Что Базаров думает о природе? 4. Почему Кирсанов любит проводить время на природе? 5. Какие последствия может иметь конфликт между Базаровым и Кирсановым? Примеры: 1. Когда Базаров критикует искусство, он говорит, что оно бесполезно и бессмысленно. 2. Кирсанов восхищается произведениями искусства, которые вызывают у него глубокие чувства и эмоции. 3. Базаров видит в природе объект для изучения и использования. 4. Кирсанов наслаждается тишиной и спокойствием леса. Решение: Конфликт между Базаровым и Кирсановым можно рассматривать как отражение столкновения двух эпох — старой и новой. Однако этот конфликт не является окончательным. Даже самые радикальные убеждения могут быть пересмотрены и изменены под влиянием новых обстоятельств.