Тема: «Краткое содержание рассказа Б. С. Житкова «Как я ловил человечка» Цель: познакомить учащихся с рассказом Б.С.Житкова, формировать навыки осознанного чтения, учить анализировать поступки героев и давать им оценку, развивать воображение, связную речь, воспитывать честность, правдивость. Рассказ «Как я ловил человечков» был написан Борисом Степановичем Житковым в 1934 году. В нём рассказывается о мальчике по имени Боря, который приехал к бабушке и увидел у неё на полке модель парохода. Пароход был очень красивый и необычный, и Боре захотелось рассмотреть его поближе. Но бабушка не разрешила ему трогать пароход, сказав, что это дорогая вещь и она будет её беречь. Боря был очень любопытным мальчиком и решил во что бы то ни стало рассмотреть пароход. Он представлял себе, что внутри него живут маленькие человечки, которые прячутся от него. Боря пытался выманить их наружу, но у него ничего не получалось. Тогда он решил, что ночью, когда бабушка уснёт, он заберётся на полку и рассмотрит пароход как следует. Ночью Боря пробрался в комнату бабушки и стал рассматривать пароход. Ему казалось, что он слышит какие-то звуки, похожие на голоса человечков. Он попытался найти щель, через которую можно было бы заглянуть внутрь парохода, но ничего не нашёл. Тогда Боря решил прибегнуть к хитрости. Он положил около парохода кусочек леденца, чтобы человечки подумали, что это угощение, и вышли из своего укрытия. Утром Боря обнаружил, что леденец исчез. Это убедило его в том, что человечки существуют. Он снова попытался выманить их из парохода, но они так и не появились. Тогда Боря взял нож и попытался открыть крышку парохода. Крышка была плотно закрыта, и мальчик порезал палец. Когда пришла бабушка, она увидела, что Боря сидит на полу и плачет. Она спросила, что случилось, и Боря рассказал ей о своих попытках поймать человечков. Бабушка рассердилась и сказала, что пароход — это не игрушка, а память о дедушке. Она объяснила Боре, что если он будет брать вещи без разрешения, то они могут сломаться или потеряться. После этого случая Боря больше никогда не трогал пароход и даже не смотрел на него. Он понял, что нельзя брать чужие вещи без спроса и что любопытство может привести к неприятностям. Вопросы для обсуждения: Что вам понравилось в рассказе? Какие чувства испытывал Боря, когда рассматривал пароход? Почему Боря хотел поймать человечков? Как вы думаете, правильно ли поступил Боря? * Чему учит этот рассказ? Примерный план пересказа: 1. Знакомство с героем и его интересом к пароходу. 2. Запрет бабушки трогать пароход. 3. Мысли Бори о маленьких человечках. 4. Попытки выманить человечков из парохода. 5. Решение Бори посмотреть пароход ночью. 6. Обнаружение пропажи леденца. 7. Попытка открыть пароход ножом. 8. Раскрытие обмана и реакция бабушки. 9. Последствия для Бори. Этот рассказ учит детей быть честными, уважать чужие вещи и понимать, что любопытство может привести к неприятным последствиям.