Характеристика образа на примере произведения И. Пришвина «Синий лапоть»
Введение
В рамках дисциплины «Литература» в 4 классе ученики знакомятся с произведениями, которые помогают им развивать навыки анализа и понимания литературных образов. Одним из таких произведений является рассказ Михаила Пришвина «Синий лапоть». В этом рассказе автор описывает встречу охотника с зайцем, который получил прозвище «Синий лапоть» за свою необычную окраску.
Цель урока — помочь ученикам понять, как писатель создаёт образ зайца, используя различные художественные средства. Для этого необходимо провести анализ рассказа и выявить основные характеристики образа.
Основная часть
Для начала следует определить, что такое литературный образ. Это художественное изображение человека или животного, которое отражает его характер, внешность и поведение. В рассказе «Синий лапоть» образ зайца представлен через описание его внешности, поведения и отношения к нему автора.
Описание внешности. Автор описывает зайца как «крупного», «синего», с «жёлтыми подпалинами». Эти детали помогают представить себе внешний вид зайца и понять, почему он получил своё прозвище.
Поведение. Заяц ведёт себя осторожно и пугливо, но при этом проявляет любопытство и смелость. Он не убегает сразу, а наблюдает за охотником, пытаясь понять, представляет ли тот опасность. Такое поведение говорит о том, что заяц — умный и осторожный зверь.
Отношение автора. Автор относится к зайцу с уважением и интересом. Он описывает его как сильного и умного зверя, который способен выжить в лесу. Автор также отмечает, что заяц вызывает у него восхищение своей смелостью и ловкостью.
Художественные средства. Для создания образа зайца автор использует различные художественные средства: эпитеты («крупный», «синий»), сравнения («как тень»), метафоры («поднял уши») и другие. Эти средства помогают сделать образ более ярким и запоминающимся.
Роль образа в рассказе. Образ зайца играет важную роль в рассказе. Он помогает автору передать идею о том, что природа полна загадок и тайн, и что нужно уважать и ценить её обитателей. Заяц становится символом силы и мудрости природы.
Анализ образа. Чтобы проанализировать образ, можно задать следующие вопросы:
Выводы. Анализ образа зайца позволяет сделать следующие выводы:
Практическое задание. После анализа образа можно предложить ученикам выполнить практическое задание, например, нарисовать зайца по описанию из рассказа или написать сочинение о том, какие качества зайца вызывают у них восхищение.
Заключение. Таким образом, анализ образа зайца в рассказе М. Пришвина позволяет ученикам лучше понять произведение и научиться анализировать литературные образы.
Этот урок может быть проведён в форме беседы, дискуссии или самостоятельной работы учеников. Важно, чтобы ученики поняли, как автор создаёт образ и какие цели он при этом преследует.
Заключение
Анализ образа зайца в произведении М. Пришвина помогает ученикам развить навыки анализа литературных произведений и научиться понимать, как писатели создают образы своих героев. Этот урок также способствует развитию критического мышления, воображения и творческих способностей учеников.